Законы о франшизе
За последние десятилетия франчайзинг претерпел изменения и развился до такого уровня, когда все больше предпринимателей желают работать именно по нему. Узнаем, какие подводные камни встречаются в этой сфере и что говорит российское законодательство.
Что такое франчайзинг
Это передача своих наработок и имени предпринимателям за определенную плату. Последние обретают возможность использовать уже готовый бренд и технологии ведения бизнеса и получать собственную прибыль. Можно найти самые востребованные и недорогие франшизы на businessmens.ru.
Плюсами данной области является быстрое развитие в своей сфере, не нужно годами раскручивать торговую марку. Риски минимальны, так как не нужно выдерживать конкуренцию на рынке, ведь многие стартапы закрываются в первые годы существования. Экономятся ресурсы, которые должны были быть потрачены на разработку рекламной кампании.
Франчайзинг в РФ
Многие компании, которые предлагают франшизы на рынке России, – отечественные. Это интересное направление со своими особенностями и преимуществами. Эксперты утверждают, что за последние годы эта сфера расширилась на 25%. Хорошо развиваются такие сегменты, как:
- внутренний туризм;
- розничная торговля;
- индустрия развлечений и пр.
Несмотря на такой рост, российский рынок франшиз все же отстает от передовых стран лет на 10. Специалисты считают, что подобная ситуация объясняется лишь неготовностью и недоверием государства к франчайзингу, но это только стереотипы и страх за бизнес. Тем не менее, уже 20 лет это направление развивается в России и на данный момент оценивается в 9 млрд долларов (772 млрд руб).
Российское законодательство
Дело в том, что термин франчайзинга даже не фигурирует в законодательстве страны. Существуют только документы внутреннего стратегического планирования, применяемые властями. Впервые попытка ввести новые термины в правовые акты произошла в 2014 году, когда в Думу поступил новый проект по этой теме. Однако объект был отклонен, так как инициативу никто не поддержал. Далее подобные предложения пока больше не поступали на рассмотрение.
Франчайзинг в России регулируется сейчас 54-й главой ГК РФ. В нем описывается коммерческая концессия, которая больше похожа на сделку по франшизе. Суть состоит в том, что одно лицо передает другому средства индивидуализации и интеллектуальные ценности, получая взамен компенсацию в виде денег. Сюда входят товарные знаки, маркетинговые наработки, технологии, правила и т. п.
На практике предприниматели применяют также лицензионные договоры, регулируемые государством.
С какими подводными камнями и трудностями можно столкнуться в области франчайзинга
Российского франчайзинг сталкивается с юридической проблемой, так как в Гражданском кодексе не существует термина «франчайзинг», а следовательно, нет и понятия такого договора. Его заменяют коммерческой концессией, которую обе стороны могут зарегистрировать в Роспатенте.
Важным пунктом является регистрация товарного знака. Если этого не сделать, то есть риск, что кто-то другой откроет рядом точку без франшизы с таким же названием.
Подводные камни можно встретить, сотрудничая с компанией, которая предоставляет партнерам такие услуги, как маркетинговая поддержка, обучение, помощь с выбором сотрудников, страховые обязательства, мотивация и другие. Если обращаться к бренду, который не планирует развиваться, или сетевому маркетингу, маскирующимся под франшизу, то франчайзер может оказаться без поддержки.
Перед тем как входить в сферу франчайзинга, стоит изучить рынок и довериться только надежным компаниям.
Все изображения и фотоматериалы предоставлены сайтом: businessmens.ru Новости на Блoкнoт-Воронеж