Воронеж Воскресенье, 28 апреля
Общество, 29.06.2023 21:00

Знал ли Гусев что-то больше других и был ли мятеж Пригожина, рассказал воронежский политолог

Мятежные сутки 23-24 июня и спустя почти неделю остаются застланы «туманом войны».

Подлинные причины события, в результате которого погибло не менее 15 человек, всё ещё неизвестны. Относительно благополучная развязка с отъездом основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина в Белоруссию, на финал истории не похожа. На т.н. «Украине» заявляют, что «Вагнера» им больше бояться не стоит, в России уже переживают за судьбу близкого к ЧВК генерала Суровикина, который вообще-то публично выступил против мятежа.

Напомним, Воронежскую область колонны «Вагнера» прошли как нож сквозь масло, однако именно на территории региона зафиксировано больше всего боестолкновений между мятежниками и представителями силовых ведомств. Были сбиты вертолёты, самолёт, горела нефтебаза.

На самый популярный вопрос – что же это было? – специально для «Блокнот Воронеж» попробовал дать свой ответ директор Центра исследований проблемной государственности, а также с недавнего времени и.о. завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин Херсонского агроуниверситета Вячеслав Сальников:

- Назвать произошедшее в субботу событие вооруженным мятежом можно с большой натяжкой – скорее разборками в духе 90-х между криминальными авторитетами, или между варлордами в период распада государственности и погружения страны в «войну всех против всех». Недовольный попытками министерства обороны подчинить его частную военную компанию, являющуюся не только эффективным боевым подразделением, но и высокодоходной корпорацией, Евгений Пригожин, превратившийся в «главного варлорда страны», после «вооруженных провокаций» со стороны МО решил разобраться лично с министром обороны Сергеем Шойгу. И отправился вместе с «вагнерами» в Ростов-на Дону, где Шойгу должен был находиться. Но Сергей Кожугетович, чей авторитет значительно уступал авторитету Евгения Викторовича даже внутри руководимого им ведомства, решил покинуть столицу Юга России.


Вячеслав Сальников в Мелитополе

Войдя без боя в город, захватив штаб Южного военного округа и не найдя там Шойгу, Пригожин с «вагнерами» отправился на Москву, назвав свое шествие «маршем справедливости». Незадолго до выступления, он расширил объект своей критики до руководства страны и заявил о необходимости избавить страну от лжи и коррупции, что было воспринято как призыв «Я пришел дать вам волю» …

Владимир Путин, как президент и Верховный Главнокомандующий, назвал это вооруженным мятежом и призвал его подавить, а мятежникам приказал сдаться. Вслед пошли верноподданнические заявления генералов, политиков, чиновников и общественных деятелей. Но это не остановило продвижение «мятежников» к Москве. Как и попытки атаковать их колонны с воздуха и потуги перекрыть их продвижение через разрушение дорожного полотна и заторы из грузового транспорта. «Мятежники» прошли Ростовскую, Воронежскую, Липецкую области. Сообщалось о том, что они направились и в Саратовскую область для захвата военного аэродрома в Энгельсе. Представители нашего бомонда и «креативного класса» в спешном порядке стали покидать страну – как на личных самолетах, так и пассажирскими рейсами, цены на которые стремительно взлетели…

Ближе к вечеру после переговоров с Лукашенко «главный варлорд страны» повернул назад, заявив о нежелании проливать русскую кровь. Ему было разрешено уехать в Белоруссию, где он может заняться чем и занимался, а его отряды должны (при сохранении определенной степени автономности) перейти под командование министерства обороны.

После того как «мятеж» рассосался - все ждали распиаренного официального заявления президента, но оно обмануло ожидания большинства, которое надеялось, что Путин сделает необходимые выводы из пригожинского «стресс-теста», отодвинет олигархов, восстановит нормальное управление страной, прекратит безобразия в снабжении наших войск в зоне СВО и рассеет туман относительно целей спецоперации. Но Шойгу и Герасимов остались на своих местах, а Пригожин отбыл от греха подальше. 15 членов экипажей сбитых «вагнерами» самолётов и вертолётов заплатили своими жизнями за неперерастание разборки в гражданскую войну. Нация сплотилась вокруг президента…

Но всё это только поверхностное описание происходящего. О том, что и почему это произошло, мы вряд ли в скором времени узнаем. Ведь, чтобы там ни фантазировали в телеграме, политический процесс в нынешней России не далеко ушёл от той характеристики, что дал ему Черчилль применительно к СССР - «схватка бульдогов под ковром». А в условиях глобализации/постглобализации на этот процесс ещё накладывается внешний фактор (тоже в значительной степени закрытый, поскольку большая политика не терпит гласности).

- Всё-таки как бы вы оценили развязку мятежа на данный момент?

- Хорошо, что до большой крови дело не дошло. К урегулированию подключились те, кто обладает реальной властью и влиянием (Лукашенко, Патрушев, Дюмин и другие); те, кто смогут направить транзит нашей политической системы в правильном направлении. А если оценивать происходящее ещё и с точки зрения продолжения гибридной войны с коллективным Западом, которую ведёт Россия, то сомнения в политической дееспособности Путина рассеиваются, исходя из того, как изменилась ситуация после «мятежа». До «мятежа» инициатива была на стороне «наших партнёров», стремящихся нанести России стратегическое поражение через победу Украины. Но после того, как «партнёры» осознали, что в результате победы мятежников может возрасти угроза ядерной войны. И, поняв, что Путин более предсказуем, чем будет любой варлорд, даже надавили на своих украинских «прокси», чтобы те не воспользовались нашей «замятней». Да и направив Пригожина и верных ему «вагнеров» в Белоруссию, куда мы ранее, по словам президента Лукашенко доставили ядерное оружие, Россия обрела стратегическую инициативу – ведь от белорусской границы до Киева примерно 100 километров. За сколько времени их могут преодолеть оркестранты?..

- Как, по-вашему, проявил себя 24 июня воронежский губернатор Александр Гусев?

- На мой взгляд, наш губернатор повёл себя так, как и следовало в этой ситуации. Сил противостоять «Вагнеру» у него не было. Чинить «препятствия» подобно липецкому губернатору он не стал. Может Александр Гусев знал что-то больше других, или у него хорошее политическое чутье? Сейчас от него требуется ликвидировать ущерб, нанесенный боевыми действиями на территории области и помочь восстановить здоровье тем нашим жителям, которые получили при этом ранения.

И работать над созданием территориальной обороны, что в условиях гибридных войн, когда тыл нигде, а фронт везде, крайне важно.

Подготовил Виктор Лиходзиевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Рубрика "Комментарий дня" Воронеж  
2
7