Воронеж Четверг, 18 апреля
Общество, 10.04.2020 09:00

Дистанционное обучение, или Мучение в Воронеже?

Шёл четвёртый день обучения дистанционно… 

На передовой - сын третьеклассник уже в мечтах о возвращении за парту. Там хотя бы есть начало и конец урока. А тут дом превратился в сплошную «школу для одного ученика» с перерывом на еду и сон.

В понедельник, 6 апреля, в рубрике «Комментарий недели», вызвавшем бомбическую реакцию в городе, старт этой «дистанционки» критиковался с самых разных сторон. Начиная с того, что с 2012 года, когда был принят регулирующий это дело ФЗ, профильный вице-мэр столицы Черноземья не позаботился ни о Центре дистанционного обучения, ни о единой методике. И заканчивая тем, что сами учителя плохо представляют данный процесс.

Это говорил эксперт. От себя я тогда написал, что, скорее всего, всё ограничится тем, что школьники будут получать в Сети задания и решать, кто как может. Не думал, что окажусь настолько близок к истине. Разве что в формулу «кто как может» жизнь в нашей семье (как у многих) внесла ожидаемую коррективу – «как может родитель». Ибо учителем моего сына в эти дни стала мама, моя жена, которая, к тому же, должна ещё ходить на работу. А я обеспечиваю школьнику матбазу – компьютер, на котором работаю сам на удалёнке.

В Сети под публикацией «Блокнот Воронеж» появилась масса язвительных и уничижительных каментов от родителей, на голову которых обрушилось «дистанционное обучение» и в сторону вице-мэра Савицкой, и в сторону других чиновников и педагогов. Но были и другие.

Например, бывший чиновник мэрии, ныне – директор школы №102 Алексей Фактор выступил критиком критиков (орфография и пунктуация сохранены):

- Очень жаль, что люди категоричные и умеющие только критиковать в обвинительной форме, кстати, вообще не владеющие педагогическими компетенциями, вдруг становятся экспертами в области дистанционных технологий... Не нужно делать скоропалительные выводы... для всех ситуация стрессовая. Считаю, что система сработает обязательно... день - два все станет на своё место. Никто не ожидал, что онлайн сервисы зависнут... то, что школы не готовы к «дистанционке» мягко скажем неверно... и положения есть, и ресурсы, и договора с разными сервисами... повнимательнее с информацией на сайте. Школа в которой я работаю уже более двух лет занимается дистанционным образованием, широко применяя он-лайн сервис ЯКласса...есть свои наработки. Федеральный ресурс «Дневник ру.» висит (при чем здесь Савицкая и управление образования?), создали свою платформу, работаем через соцсети. Многое зависит от школы, педагогов и понимания ими нынешней ситуации... Наберемся терпения и увидим: все наладится . Не паникуем. Работаем.

Такое выступление тоже нашло немало сторонников (замечу только, что лежачий федресурс на вице-мэра Савицкую никто не вешал). Да и в организации онлайн-обучения, конечно, многое индивидуально. Было бы совсем странно, если бы лучшая школа Воронежа не справилась с этим, написали Алексею Фактору.

И как бы в подтверждение рядом появился комментарий выпускницы журфака ВГУ Иветы Щекиной, чьи дети учатся в тоже «лучшей школе Воронежа» – гимназии имени Басова: «У меня 2 сына школьника в Басовке: 4 класс вовсю работает по Skype, ни один урок не пропал; 7 класс - лекции в Zoom и Classmeetings, я со студентами тоже через Zoom работаю…».

Вообще, как я заметил, проще тем, у кого дети – старшеклассники. А, если они ещё и обучаются в передовой школе, то с дистанционкой минимум проблем.

У остальных совсем иная картина. Вот типичный комментарий: «54 школа даёт только домашние задания. Никакого он-лайн обучения нет. Некоторые учителя ушли в ВК. У нас такого нет. Информацию по теме ищем сами в сети, или в учебнике (если он есть)».

Однако в данной колонке буду говорить только о своём опыте. Как я, ничего не понимающий в онлайн-обучении, это представлял? Вот в воскресенье жена специально готовила сына, стращала его - встанешь с утра, как в школу, учитель будет вас учить по Интернету, потом даст «домашнее задание». Ты сделаешь, она проверит…

В понедельник (на самом деле, в воскресенье вечером, но сыну об этом не сказали) выяснилось, что никаких вебинаров и близко не будет. Впрочем, вебинары сейчас, как объяснила потом жена, и не требуются, потому что пока нет нового материала. У нас, вообще, вышел скандал из-за этой колонки -  супруга не хотела, чтобы я её писал, но публикация уже была запланирована, а в Блокноте с этим жёстко.  

Итак, «домашку» учитель кидает в электронный дневник. И дальше процесс «дистанционного обучения» выглядит так: сын бегает между моим компьютером и своим письменным столом, бесконечно созванивается с мамой (которая ездит на работу через день), в перерывах мы с учеником переругиваемся из-за компа. Вечером приходит с работы уставшая жена и у неё начинается трудовой день№2. Теперь она учитель, который и объясняет, что делать, и помогает это делать, а потом – внимание – фотографирует выполненную «домашку», скачивает картинки на комп и постранично их называет «Русский язык-1 лист», «Русский язык-2 лист»… Затем по е-майлу это отсылается учителю, оценка будет на следующий день.

Мне неизвестно, что пишет педагог одноклассникам сына. Но могу догадаться, что не все успевают быть «молодцами». Скажем, один одноклассник сына провёл у нас полвечера, это были полвечера «большой перемены». Дети играли. Дома у одноклассника всё равно Интернета не было. Как и родителей. Только, когда с работы пришла его мама, она взяла «домашку» у моей жены, и после 20 часов вечера там приступили к урокам.

Интересно, во что бы выродилось это «дистанционное обучение», если бы не самоотверженность мам? Спросил сына: вот, представь, Аня тебе не помогает, как тогда всё было бы?

- Я бы даже «домашку» отправить не смог.

- А сделать смог бы?

- Ну, наверное, половину точно.

В 10-летнем возрасте людям, вообще, свойственен оптимизм. И, надо признать, он заразителен. Педагоги со временем вошли во вкус дистанционки. Глядим, в электронный дневник пришло задание от учителя… физкультуры. Пришлось даже завести тетрадь.



В файле от физкультурника были правила игры в пионербол. И вопросы, на которые надо ответить, сфотографировать ответы и отослать обратно. Такая вот физкультура.

Как бы донести до физкультурника, что, например, задание пойти с папой погулять в парк, на турник было бы ближе к занятиям физической культурой.

Да, коронавирус, помню. Ну так что ж, теперь свежим воздухом не дышать? В нашем районе, между прочим, жизнь бьёт ключом все эти дни изоляции. Но нам некогда, у нас обучение на дому. Наверное, когда глобальные «пираты» и «менялы» затевали весь этот коронавирус (чтобы прикрыть им мировой кризис при переходе от развитого финансового неофеодализма к цифровому неоабсолютизму), они и не подозревали, что одним из побочных эффектов процесса станут тетради по физкультуре. Но какое им до этого дело. Однако, признаюсь, для меня именно вид этой тетради стал последней гирей на чашу весов - за написание этой колонки.

Подтянулась и педагог по изобразительному искусству. Прислала видео, как надо рисовать храм.

Музыка – отдельная песня. Ребёнок должен сделать доклад о композиторах из данных в Сети, потом отправить компиляцию учителю по почте. Раньше до эпохи коронавируса приносили доклад на бумаге, взятый из той же Сети. А в соседней школе, рассказывают, дедушка шёл с внучкой в торговый центр, покупал там готовый красивый доклад и потом учитель музыки неизменно хвалила примерную ученицу. Сейчас, когда ТЦ закрыты, дедушке с внучкой не позавидуешь…

Вот и подходит к завершению четвёртый день дистанционки. Как полагается, с криками и воплями (как правило, из-за почерка ученика, теперь вот эта колонка тоже стала триггером) во время поверки сделанного за день. Глядишь, так и учебный год пройдёт, там и сказке конец. А в конце, как известно, всё будет ха-ра-шо. Если, конечно, с женой помиримся. 

Но сын это прочёл и завизировал; только с Алексеем Фактором решил заочно поспорить: «А он, что, дистанционный гений?»

Виктор Лиходзиевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Авторская колонка   
Организации: Школа
8
1