Воронеж Пятница, 22 ноября
Общество, 28.01.2021 12:00

Губернатор Гусев ставит и проигрывает

Зато целая команда крупье в выигрыше.

Соцсети в современном мире — это такое казино, в котором ты можешь моментально разбогатеть, а потом разориться за одну ставку. Стоит ли на них делать ставку политикам? Трудно сказать.

При грамотном развитии социальные медиа — это такой мощный инструмент с кумулятивным эффектом, который со временем находит все большую аудиторию, удерживая при этом старую.

Но тут важно отметить, что это возможно именно при грамотном развитии соцсетей. 

К сожалению, в России пока мало политиков, за которыми реально интересно следить в Instagram или «ВКонтакте». В большинстве случаев из-за аккаунтов мэров и губернаторов торчат «уши» их пресс-служб и нанятых SMM-щиков, а личные страницы випов превращаются в дублирование официальных пресс-релизов. Ну, может, с чуть менее официозным языком.

В США Дональда Трампа буквально выкинули из медиаполя и новостной повестки при помощи блокировки в социальных сетях, лишив его главного рупора в Twitter. Так что это реально мощная сила, которую только-только пытаются осмыслить и оценить.

Но это все общие слова, как это относится к Воронежской области? Об этом и поговорим.

2 декабря 2019 года региональное правительство сообщило, что губернатор Александр Гусев, цитата: «завел личную страницу в соцсети «ВКонтакте»». Вот лично взял, зашел в ВК, ввел номер телефона и зарегистрировался. Подается это именно так.


Так выглядела страница в день создания, 2019 г.

Наверное, глава региона хотел стать ближе к жителям Воронежской области, а заодно показать себя современным управленцем. Об этом он, впрочем, сам и сказал, 

– Соцсети стали по-настоящему живыми, интерактивными и полезными площадками для диалога. И мне важно услышать обратную связь от воронежцев и здесь, поэтому рассчитываю на результативное общение. А задачей-максимум вижу поиск реальных решений по проблемам, которые будут выводить задачи для региональной власти с частного на системный уровень, — говорил губернатор.

Но еще круче выглядит его следующее высказывание. Это, как говорится, просто пушка.

— И я лично, и мои коллеги из областного правительства прекрасно понимаем, что соцсети — место, где фальшь чувствуется особенно тонко. Поэтому в своих аккаунтах мы точно будем избегать пустого пиара, а сосредоточимся на пожеланиях и трудностях жителей региона, стараясь оказать максимальную поддержку, — заявлял в конце 2019 года Александр Гусев.



Выдохнули? 

С того момента прошло больше года. И здесь каждый должен для себя ответить сам, удалось ли команде воронежского губернатора соблюсти установки, заданные в самом начале пути в соцсети. На что в итоге сделали упор — на «пустой пиар» или «пожелания и трудности жителей»? А может, и на то, и на другое? Мы можем только задавать вопросы.

Да, в аккаунтах губернатора в «ВКонтакте» и Instagram воронежцы оставляют сотни жалоб и вопросов. На некоторые из них отвечает пресс-служба облправительства. Где-то сообщения оставляют от имени самого Александра Викторовича. Возможно, это он в перерывах между заседаниями заходит с телефона, глянуть, что же там такое ему пишут жители региона.

Но в этом ли смысл страницы в социальных сетях для чиновника? Всех проблем не решишь. Кому-то помогать, а кого-то игнорировать — тоже не вариант. Не поймут. В итоге все это превратится в гигабайты жалоб и предложений. И все равно останутся недовольные.

Мы тут опросили несколько знакомых, которые, как и мы, подписаны на губернатора Александра Гусева. Вопрос был простой: видели ли вы когда-нибудь, чтобы глава региона выкладывал простое и жизненное фото, например, снятое лично им в быту или на отдыхе.

Ни одного положительного ответа получить не удалось. Вероятно, потому что таких фотографий и видео не было.

Александр Гусев на своих персональных страницах предстает точно таким же, как и в официальных пресс-релизах. Его показывают как бы со стороны, красивыми и качественными, профессиональными снимками. Разве что текст немного меняется. Взял релиз, сделал небольшой рерайт типа от первого лица, и губернаторский пост готов! Срочно в номер.

Однако к качеству такой работы есть немало вопросов. Вот прям небольшое, крошечное подозрение, что команде губернатора, отвечающей за контент в социальных сетях, откровенно плевать, как это будет выглядеть и читаться.

Судите сами.

20 января был опубликован пост о новой школе в микрорайоне «Процессор». Начинался он такими словами:

«Один из приоритетов в работе, который я ставлю лично для себя, — это создание комфортных пространств для гармоничного развития детей».



Спустя два дня, 22 января, видим пост на совершенно другую тему. Тут речь уже идет о рабочей поездке в Москву и совещании по дорогам. Читаем:
«Постоянное улучшение дорожных объектов — один из моих приоритетов в работе».



Ой, кажется, кто-то даже не заморачивался и не пытался передать живую человеческую речь, а выбрал одну из готовых форм, в которую вставил до невозможности скучное и официозное содержание. И это не серия публикаций, они никак не связаны. Просто начинаются с одинаковой формулировки про «один из приоритетов». Ладно бы между ними была хотя бы неделя, а лучше месяц, но это соседние посты, вышедшие с разницей в два дня. Возможно, это такой замысел. Начать пост с той же фразы, чтобы в мозгу читателя что-то щелкнуло, сработали какие-то подсознательные механизмы и...да не, вряд ли.

Вот настолько всем по барабану, что писать на странице губернатора Александра Гусева.

«А как надо?», – спросите вы. Нам, конечно, судить сложно, ведь мы не специалисты в области SMM, а просто подписчики губернатора, которые хотят видеть аккаунт живым, ярким и человечным, а не роботизировано-запротоколированным. 

Но даже в этой ситуации можно попробовать привести удачный пример чиновничьих сошиал медиа. Далеко, кстати, ходить не надо. Достаточно заглянуть в соседнюю область — Белгородскую. Но смотреть мы будем не на отошедшего от дел губернатора Евгения Сачвенко и не на его приемника, а опустимся на уровень ниже.

Есть такой город Старый Оскол. Оттуда, например, приехала в Воронеж Валерия Робустова — вероятно, теперь любимый воронежский блогер губернатора Александра Гусева.


Александр Гусев и Валерия Робустова / фото: @robusto_va

Так вот, в Старом Осколе, где население всего 250 тыс человек (с округом!), есть мэр Александр Сергиенко. И даже мне, человеку, который давно не живет в этом славном городе металлургов, интересно за ним иногда смотреть. 

Вот он в спортзале (заметьте, фотографирует себя сам). А вот передает привет из отпуска в Сочи вместе с семьей. А вот ставит свечку в храме - снято при этом на телефон. И все! Этого уже достаточно, чтобы казалось, что этот чиновник — реальный человек. Хотя и самому последнему оскольскому ежу понятно, что там все равно работает команда пиарщиков. Это город, не область, но масштаб сути не меняет. Просто здесь совершенно другой подход к делу.



Фото со страницы мэра Старого Оскола Александра Сергиенко

И вот до глубины души обидно, что блогерка @robusto_va не может подсказать Александру Гусеву, дескать, посмотрите, как в моем родном Осколе мэр классно ведет соцсети. Валерия, ну хотя бы намекните с высоты своего опыта и SMM-авторитета, а то как-то совсем в Воронежской области все с этим грустно.

А заодно можно и воронежскому сити-менеджеру Вадиму Кстенину дать совет. В каком-то 250-тысячном Старом Осколе у главы города есть живые соцсети, а в миллионном Воронеже градоначальник все делает через своего боевого пресс-секретаря Никиту Чеботарева.

В общем, тяжело идет цифровая революция в чиновничьих головах. 

А может, соцсети и вовсе не нужны? Работали же как-то раньше без них, да и деньги бюджетные были целее. Такая точка зрения имеет право на существование. Но дело в том, что будущее уже наступило, а некоторые из нас этого и не заметили.

Сегодня практически у каждого есть цифровой портрет. И какой он будет, зависит не только от человека, но и от его окружения.

Вернемся на несколько месяцев назад. Апрель, разгорается пандемия коронавируса. Александр Гусев обсуждает с Владимиром Путиным будущее строительство ковидной больницы. И вот незадача: запутался в цифрах.

– Ну, мы пока исходим из того, что одно место в таких учреждениях стоит примерно один миллион рублей. Поэтому 250 мест — примерная стоимость 2,5 млрд рублей, – сказал губернатор президенту.


А менее через месяц снова обсчитывается в 10 раз, уже стоя на стройплощадке той самой больницы.

– Эпидобстановка на территории региона контролируемая. У нас на 14 мая выявлено десять тысяч двадцать восемь зараженных, – с таких слов начал он отчет перед президентом Владимиром Путиным. Хотя на тот момент, напомним, зараженных было 1028 (сейчас эта цифра кажется ничтожно малой).


Тогда официальные ресурсы правительства Воронежской области, соцсети губернатора хранили молчание. А ведь это могло стать хорошим инструментом, чтобы отразить волну негатива.

Да, признать, мол, ошибся, переволновался, с кем не бывает. Возможно, обыграть ситуацию как-то с юмором. В комментариях бы появились несколько хейтеров, но в целом люди отнеслись бы с пониманием.

Но воронежские чиновники избрали тактику полного молчания. Только это так не работает - «если об этом не говорить, то оно исчезнет».

В одном только инстаграме «Блокнот Россия» видео с подсчетами воронежского губернатора собрало полмиллиона просмотров. Такой бы охват роликам, на которые тратят сотни тысяч бюджетных рублей.

Тогда данный негатив никто не отработал. Лишь в августе глава пресс-службы воронежского правительства Артем Соколькников в программе «Градус Гнева» признал, что это были банальные оговорки.

Вот так все просто. Но было уже поздно - хайпанули от души. Бери ковш и вычерпывай. 

Здесь будет уместно задать и еще один важный вопрос. А как губернаторов оценивают на федеральном уровне? По каким критериям? Только ли по надоям и собранному зерну (утрируем, конечно). 

А вдруг там, в Москве, анализируют соцсети, смотрят, как команда губернатора Воронежской области отрабатывает негатив, насколько цифровой образ политика-руководителя близок к народу и может быть использован для достижения каких-либо государственных целей. А тут и выборы в Государственную Думу на носу.

Конечно, нельзя утверждать, что российским губернаторам федеральный центр выставляет оценки после анализа соцсетей. Но и исключать этого тоже нельзя.

И если это так, то не все спокойно в Воронежском королевстве. 

Но это, как говорится, все лирика. Есть же какие-то более точные способы оценить успех в социальных сетях того или иного управленца. И тут будет к месту обратиться к исследованию Центра политической конъюнктуры, который изучил активность глав регионов в соцсетях в декабре и в целом в 2020 году.

По данным экспертов ЦПК, Александра Гусева за 12 месяцев упомянули 55,9 тыс раз. Выглядит солидно. Но если сравнить с другими губернаторами, то это лишь 62 место из 85. Для столицы Черноземья весьма и весьма скромный результат.

Кто же в пятерке лидеров? Конечно, ее возглавляют крупные федеральные игроки: Сергей Собянин - Москва (4,7 млн), Михаил Дегтярев — Хабаровский край (1,1 млн), Рамзан Кадыров — Чеченская Республика (729 тыс), Андрей Воробьев — Московская область (579 тыс), Дмитрий Азаров — Саратовская область (479 тыс).

Но даже соседние регионы обскакали Александра Гусева. В Тамбовской области  губернатору Александру Никитину насчитали 170 тыс упоминаний — в три раза больше, чем главе Воронежской области! Про курского соседа Романа Старовойта написали 84 тыс раз. Липчанин Игорь Артамонов засветился в 72 тыс упоминаниях. 



А мы точно столица Черноземья?

Хорошо, посмотрим на другие параметры. Может, там ситуация выглядит для Воронежской области лучше. Ага, доля позитивных сообщений в социальных сетях. По данным ЦПК, в декабре-2020 у губернатора Александра Гусева она составляла 2,48%. И это 73 место из 85. Здесь точно не лучше.



И лишь по одному показателю глава региона входит в десятку лидеров. Правда, это точно не повод для радости, ведь речь идет о доле негатива в социальных сетях. У Александра Гусева - 6,64%. И это 10 место из 85. 



Конечно, тут бы сделать большой анализ нескольких губернаторских пресс-служб, хотя бы в том же ЦФО, и посмотреть, как и кто работает. Но, кажется, этим должна заниматься команда облправительства Александра Гусева.

Посмотреть, почему его в социальных сетях упоминают в три раза меньше, чем тамбовского коллегу Александра Никитина. Посмотреть, где и какие применяют удачные практики. Подумать, а стоит ли проводить срежиссированные и стерильные прямые эфиры с привлечением целого Дома журналистов, двух ведущих, кучи операторов и технических работников. Или можно обойтись прямой трансляцией в Instagram, где без пафоса поговорить с подписчиками хоть в своем собственном кабинете.

Все это требует анализа и титанической работы, чтобы весь этот механизм, в который, кстати, вливают колоссальные бюджетные деньги, функционировал максимально эффективно.

Мало сделать ставку. Ее еще надо выиграть. С профессиональными крупье есть смысл хотя бы пытаться. 

Владимир Смехнов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
2
5