Играли черепами в футбол: как на месте кладбища появились парк и цирк в Воронеже
Читайте также:
- На восьмилетнего мальчика случайно наехала «Лада» в Воронеже (23.06.2022 10:41)
- Экологи занялись поиском олененка, бегающего по центру Воронежа (23.06.2022 10:02)
- Данил Кустов получил внеочередное повышение от воронежского губернатора (23.06.2022 09:23)
Журналист совершил познавательную прогулку с местным краеведом и узнал много нового об исчезнувшем погосте.
В начале июня поступила информация о том, что до конца 2022 года начнется масштабная реконструкция Воронежского государственного цирка. В нее планируется вложить 1,74 млрд рублей. Будут проведены отделочные работы фасада, внутренних помещений, пол покроют в несколько слоев, а на кровле постелют теплоизоляцию. Во время ремонта установят новые двери и окна, а также заменят систему отопления и кондиционирования воздуха. Еще в цирке обновят вентиляцию и смонтируют лифты. Наконец, территорию, которая прилегает к развлекательному учреждению, озеленят и благоустроят.
Надо сказать, что Воронежский цирк будет реконструирован впервые с 70-х годов прошлого века. Его построили на месте снесенного Всесвятского храма. Церковь долгие годы относилась к Новостроящемуся или Новомитрофановскому (мещанскому) кладбищу. Сейчас уже нет ни того погоста, ни, соответственно, храма. Воронежцы видят лишь цирк, да парк имени Дурова (раньше назывался парком Живых и мертвых).
Когда-то никто не мог подумать о том, что на месте кладбища могут возникнуть места для развлечений. Однако это стало реальностью. Об удивительных метаморфозах этой части Воронежа журналист нашего издания пообщался с местным краеведом Ольгой Рудевой. Она рассказала множество любопытных фактов:
Как на пустыре стали появляться могилы
Когда-то на этом месте хоронили людей
Территория нынешних улиц 20-летия Октября, Ворошилова и Моисеева несколько столетий назад являлась окраиной слободы Большая Чижовка. Там был пустырь. В 1828 году жители поселения решили организовать в этом месте кладбище. Причиной такого решения стал указ от 1774 года, по которому запрещалось хоронить покойников на прицерковных погостах. Под новые места для захоронений воронежские власти отвели два земельных участка – окраину Большой Чижовки и территорию, где сейчас расположен дворец спорта «Юбилейный» (там возникло Чугунковское кладбище).
Так в XIX веке и возникли в Воронеже два новых погоста. На Чугунковском кладбище хоронили в основном православное дворянство, а также представителей лютеранской церкви. А кладбище на окраине Большой Чижовки, которое затем назвали Новостроящимся, определили для покойных мещан. Оно сразу не получило большой популярности, поскольку рядом не было церкви, и отпевать покойников приходилось на другом конце слободы.
Центральная аллея Новостроящегося кладбища
Перемены начались, когда в 1831 году Воронеж настигла эпидемия холеры. На многих кладбищах города возник дефицит мест, и люди устремились на окраину Большой Чижовки. А, когда в 1851 году там, наконец, еще и появилась церковь, то кладбище стало общегородским.
- Здесь стали хоронить мещан, местных купцов. Например, на кладбище были похоронены поэты Алексей Кольцов, чей отец был прасолом (торговец лошадьми), Иван Никтин, семья которого держала лавку. Официальное название кладбища было Новомитрофановское, а в народе его окрестили Новостроящимся или мещанским, - рассказывает краевед Ольга Рудева.
Похороны на Новостроящемся кладбище
Всесвятский храм
Церковь на кладбище у Большой Чижовки была возведена по проекту губернского архитектора Ивана Андреевича Блицына. Один из ее приделов зодчий посвятил памяти воронежского святителя Митрофана. Проект храма утвердил Синод в Петербурге в 1835 году, строительство началось в 1836 году, а открылся религиозных объект в 1851 году. Храм назвали в честь всех святых – Всесвятским.
Причт церкви был невелик – всего два священника, дьякон и псаломщик. Своего прихода храм не имел. Там не проводили крестины и венчание – главными обрядами там были лишь отпевание умерших и панихиды по ним. Тем не менее, в 1896 году при храме открыли церковноприходскую школу, ведь жившей по соседству детворе необходимо было дать хотя бы начальное образование. Закон Божий стал преподавать настоятель Всесвятского храма отец Михаил Аскоченский, а остальным премудростям обучали Ф. М. Орлова и А. В. Самецкая.
Всесвятский храм в XIX веке
После революции 1917 года церковь была закрыта. Затем через десятилетие ее здание большевики решили передать в ведение городского отдела народного образования (гороно). Мотивировка была следующая:
- Принимая во внимание многочисленные ходатайства трудящихся Воронежа в числе 65 организаций и организованного населения (всего 9485 человек), Всесвятскую (Новостроящуюся) церковь закрыть, здание передать в гороно для культурно-просветительских целей, - гласил указ местных властей.
Предвоенный Воронеж
Тем не менее, для образовательных целей храм так и не перестроили. В предвоенные годы в нем расположилась кузница, а потом – весовой завод. После освобождения Воронежа от немецко-фашистских оккупантов в 1943 году храм определили под швейную фабрику. Затем его здание, которое пострадало во время бомбежек, вовсе снесли.
Часть бывшей церковной территории сейчас занимает увеселительное заведение
Танцы на костях
Парк Живых и Мертвых в советские годы
Для развлекательных целей большевики определили в 1940 году кладбище. Погост был закрыт и на его месте организовали парк. Краевед Ольга Рудева рассказывает, что таким образом власти решили создать место для отдыха рабочим заводов на улице Ворошилова. Сначала территория стала называться парком Ленинского района, а затем в память о прежнем кладбище – парком Живых и мертвых.
При создании зоны отдыха на месте погоста власти пытались как-то объяснить местным жителям свое решение. Вот, что писала воронежская пресса 82 года назад:
- Еще сравнительно недавно огромный зеленый массив был заброшен. Сейчас эту местность трудно узнать – настолько она изменилась. Массив обрамлен высокой оградой. У входа – красивая арка. В центре главной аллеи – монументальная скульптура товарища Сталина. Вокруг – цветочные клумбы и газоны. В рекордный срок – за два месяца – создан парк воронежского завода 16. Выстроены летний кинотеатр, эстрада, читальня, танцевальная площадка, кафе. В глубине парка два тира: один – для стрельбы из мелкокалиберного оружия, другой – из духового, - писала в 1940 году газета «Коммуна».
Вход в парк в 40-е годы XX века
Во время оккупации Воронежа немецко-фашистские войска снова устроили в этом месте кладбище. Они хоронили там солдат своего 57-го пехотного полка. Однако, когда наш город был освобожден, власти решили снова определить территорию под парк.
- И вот, все снова увидели тут зону отдыха, - говорит краевед Ольга Рудева. – В парке Живых и мертвых была танцевальная площадка. Случались курьезы – во время дискотеки внезапно появлялась, какая-нибудь бабушка и просила отдыхающих положить пасхальное яйцо на пол со словами: «Тут мой ребенок похоронен!».
Сейчас на месте той танцплощадки построили Дмитриевскую церковь
Создание цирка
Воронежский государственный цирк в наши дни
Вернемся еще раз к Всесвятскому храму. Как мы сказали, во время бомбежек в Великую Отечественную войну церковь сильно пострадала. Она стояла полуразрушенной до 1964 года. Затем на заседании градостроительного совета власти Воронежа решили ее снести. Место определили под возведение здания государственного цирка.
Также в этом месте был снесен грандиозный склеп купца Клочкова. Он был выполнен в готическом стиле. Почему власти не стали тогда ничего реставрировать, а решили именно снести храм и склеп, сейчас остается только гадать. Как остается неясным желание советских чиновников создать цирк по сути на человеческих останках.
Склеп купца Клочкова
- Я пацаном попал в городской пионерский лагерь. Днем мы время проводили именно в ЖИМе (то есть, парке Живых и Мертвых). Как раз начиналось строительство цирка. Рядом с детской площадкой (слева от центрального входа) копали траншеи под коммуникации. На наших глазах вскрывали могилы и склепы банальным трактором «Беларусь». Ковшом выгребали скелеты вперемешку с трухой, оставшейся от одежды. Мужики, приняв на грудь, в обеденный перерыв играли в футбол черепами. Многие могилы были выполнены в виде склепов. Верхний свод в земле был выложен красным кирпичом. Это я хорошо запомнил, - делится воспоминаниями о строительстве нынешнего цирка пользователь zivert.
Фото из котлована при строительстве цирка
Краевед Ольга Рудева говорит, что сейчас от дрессировщиков животных ходят противоречивые слухи о Воронежском цирке. Это место у них не пользуется большой популярностью. Якобы цирковые животные чувствуют энергетику кладбища и ведут себя агрессивно.
Кстати, когда цирк строился, рабочие находили в земле золотые монеты. Они лежали по периметру в одном из гробов.
Воронежский цирк в советские годы
- Понятное дело, что эти сокровища затем кто-то оперативно прибрал себе на карман. Однако местные жители до сих пор вспоминают, как эта гробница затем была вся изрыта детскими совочками. Люди надеялись, что найдут еще какой-то драгоценный клад, - рассказывает краевед Ольга Рудева.
Мемориальный парк
Литературный некрополь
Сейчас в этом уголке Воронежа о Новостроящемся кладбище напоминает только Литературный некрополь. Это маленький клочок земли, где похоронены поэты Кольцов и Никитин, писательница Милицына. Еще несколько выкопанных надгробных плит лежат во дворе новой Дмитриевской церкви на улице Ворошилова. Также со стороны Моисеева частным инвестором была построена маленькая часовня. Она напоминает, что когда-то на этой территории хоронили людей.
Больше о кладбище с очень богатой историей напоминаний нет.
Надгоробные плиты во дворе Дмитриевской церкви
- Город развивается, и строительство на месте захоронений – это нормально. Но о прежних временах должна быть какая-то память. Мое мнение – в таких случаях надо создавать мемориальные парки. Как это есть в Лондоне, других европейских городах. То есть, остаются могилы самых известных людей, а все остальное становится зоной отдыха. Такое место могло бы быть и здесь, в парке, который сейчас носит имя циркача Анатолия Дурова (назван так после реконструкции 2007 года – ред.), - говорит краевед Ольга Рудева.
Подготовил Илья Ершов
При написании использовались материалы газеты «Коммуна», Воронежского государственного архива, книга «Храмы Воронежа» историка Александра Акиньшина
Новости на Блoкнoт-Воронеж