Искусство и бизнес противоречат друг другу, – худрук Никитинского театра
Фото О.Линдт, И.Матей, А.Киланянц, П.Батищев
Читайте также:
- В Воронеже обсудили возможность создания объединяющей площадки для креативного класса (20.03.2019 20:56)
- Гости со всей России соберутся на масштабный театральный фестиваль в Воронеже (29.01.2019 16:01)
- В день отставки Алексей Гордеев заинтересовался воронежским искусством (26.12.2017 13:31)
Режиссер рассказал, как сложно в нашем городе заниматься театром, что было дано ему свыше и, как можно вести общее дело с женой.
27 марта отмечается Международный день театра. Этот праздник был учрежден в 1961 году в чехословацкой Праге, ставя перед собой цель найти взаимопонимание между народами через сценическое искусство. В этот день тысячи театральных деятелей получают поздравления, в их адрес звучат слова благодарности, вручаются благодарственные письма и награды.
В Воронеже таких «храмов культуры» сейчас насчитывается около десятка. Каждый местный житель знает и Академический Театр драмы имени А. Кольцова, и государственный театр оперы и балета, и ТЮЗ, и театр кукол «Шут», и Камерный театр. Кстати, на старой площадке последнего указанного культурного учреждения в правом крыле ДК железнодорожников расположился новый театр — Никитинский. Проект молодой и амбициозный: от многих ценителей искусства звучат положительные отзывы после посещения спектаклей в этом месте.
В сегодняшний профессиональный праздник «Блокнот Воронеж» решил пообщаться с худруком Никитинского театра Борисом Алексеевым.
- Не так давно в Воронеж из Москвы приезжал гендиректор центра дизайна ARTPLAY Сергей Десятов. С ним местные деятели культуры, в том числе и вы, Борис, обсуждали идею создания арт-кластера. Как думаете, ваш театр мог бы стать частью этого проекта?
Борис Алексеев: Подобные разговоры о создании арт-пространств в Воронеже ведутся довольно давно. Однако пока эти планы, как видим, остаются нереализованными. Никитинский театр молодой, независимый, свободный, мобильный. Мы не боимся экспериментов. Думаю, мы могли бы органично влиться в такого рода начинание.
На встрече с Сергеем Десятовым говорилось, что кластер станет частью Технополиса, загородного проекта. Мне кажется, это отличная идея. В подобном проекте театр должен существовать в первую очередь. Театр — место, где синтезируются все виды искусств: музыка, литература, сценография, танец.
- Каковы главные особенности вашего детища? В нем есть какие-то отличия от других драматических театров города?
- Мне не нравится, когда в нас ищут какие-то отличия. Я всегда говорил, что театр – это не рынок и не бизнес. Театральные люди не мыслят категориями конкуренции. Скорее, наоборот, работники театра воспринимают коллег теми, кто делает с ними общее дело: мы не диваны шьем и не колбасу производим, чтобы конкурировать.
Но все же, если говорить об особенностях, то в Никитинском театре они — в молодой энергии. Мы полностью независимы от государства. Кроме того, мы репертуарный театр с постоянной труппой, постоянным помещением. Ставим, как классику, так и экспериментируем с современной драматургией. При этом каждый наш актер знает, ради чего он выходит на сцену, что от его активных действий станет лучше всему театру. Этот драйв — наша индивидуальность.
Театр я создал вместе с женой Ириной, поэтому для нас это семейное место, театр-дом. Кстати, замечу, что почти все, кто у нас работают – наши близкие друзья. Они члены нашей общей семьи. И зрители ощущают эту атмосферу.
- Могли бы вы сказать о динамике посещения Никитинского театра с момента его открытия до сегодняшнего дня? Воронежцы стали чаще посещать спектакли?
- Скажем так, театр возник не спонтанно. Этой деятельностью я занимаюсь давно. Создание Никитинского театра стало вполне логичным продолжением моей прежней жизни. У моноспектаклей, которые я ставил, уже была своя аудитория. Когда состоялось открытие моего нового проекта, зрители сразу пошли. Но динамика положительная налицо. Мы начинали с шести спектаклей в месяц, а сейчас их уже двадцать пять. При этом почти на каждом спектакле аншлаг.
- Скажите, насколько трудно в Воронеже вести такие проекты, как Никитинский театр?
- Безумно сложно. Параллельно с художественной деятельностью мы вынуждены еще и решать предпринимательские вопросы, все это противоречит друг другу, откровенно говоря. Искусство не имеет перед собой никаких материальных целей, а в бизнесе главное – заработок. Никитинский театр зарабатывает, но делает это только для того, чтобы жить. Главным все же остается создание художественных ценностей, духовного богатства. Совмещать искусство и бизнес крайне сложно. Любой человек вам скажет, что театр – это сфера не окупаемая. Поэтому мы постоянно ищем спонсоров, подаем заявки на гранты. В свою очередь, мы в театре работаем без выходных почти по 20 часов в сутки.
- Насколько вам помогает проведение в Воронеже крупных культурных форумов, как, например, Платоновский фестиваль?
- Любые подобные проекты положительно влияют на все театры. Такие события, как Платоновский фестиваль, привлекают внимание к сцене, к классической музыке. Люди охотнее после этого ходят в театр. Никитинский театр уже несколько раз становился площадкой для показов спектаклей в рамках фестиваля «Маршак». Мы также с радостью сотрудничаем с дирекцией Платоновского фестиваля. К примеру, наш театр был задействован в спецпроектах. Нами проводился небольшой показ у памятника Андрею Платонову по письмам писателя, я делал читку пьесы «С училища» Андрея Иванова. Словом, фестиваль — это жизнь. Это не может не радовать!
Борис Алексеев играет в Никитинском театре в спектакле "Макбет"
- В конце января вы с женой Ириной встречались с губернатором Александром Гусевым и обсуждали проведение второго театрального фестиваля «Центр». Это событие состоится в Воронеже уже во второй раз. Могли бы вы раскрыть некоторые его подробности?
- Год назад совместно с Управой центрального района мы создали фестиваль независимых театров «Центр». Нам хочется верить, что мы составляем крутую программу, ведь каждый год мы просматриваем очень много спектаклей и выбираем только самые интересные из них. Наш фестиваль не конкурсный, мы не устраиваем номинации «лучшая мужская» или «лучшая женская роль» роль. Нет, мы просто привозим в Воронеж самые лучшие образцы из тех, что идут сейчас на площадках негосударственных театров.
Программа этого года насыщенная и разнообразная. Спектакль «Ханана» ростовского Театра 18+ — номинант на «Золотую маску» этого года. К нам приедет уральский Центр современной драматургии со спектаклем «Чайка», а вмести с ними – екатеринбургская рок-группа «Курара». Из далекого Новосибирска привезем спектакль «Нетрезвая жизнь» знакомого Воронежу режиссера Дмитрия Егорова. Несколько спектаклей пройдут в не-театральных пространствах, сценой станет город. В нашем солнечном, уютном сквере будет проходить образовательная программа: лекции, мастер-классы и даже читки учеников нашей Школы драматургии.
Второй «Центр» — это масштабный по географии и концентрации крутых событий фестиваль и заодно большой городской праздник.
Спектакль "Цыганский барон" в Никитинском театре
- По своим проектам вы настроены оптимистично?
- Такое ощущение у меня и у моей жены есть, хотя на самом деле нам крайне трудно. С каждый годом вроде бы должно быть все легче, а нам все тяжелее, потому что степень ответственности растет, нужно принимать все больше сложных решений. Тем не менее, нам хоть и непросто, но мы знаем, что делаем хорошее и правильное дело.
- В таком плотном графике вам удается уделять внимание семье?
- К сожалению, времени на детей у нас становится меньше и меньше. Мы с женой стараемся все свободные часы проводить именно с ними (у Бориса и Ирины Алексеевых есть дочь и сын — прим. редакции). Мы очень переживаем, что не можем проводить с детьми столько времени, сколько хотелось бы. Но, видимо, это является своего рода платой за наше общее большое дело.
- Семья, где муж и жена делают одно дело — редкость. Не трудно ли вам?
- Для нас такой формат был единственно возможным. К этому мы с Ириной стремились долго. Нам намного лучше работать вместе. Бытует мнение, что муж и жена не должны выстраивать такие взаимоотношения: мол, семья — одно, а работа — другое. Но в нашем случае все наоборот. Общая цель нас объединяет. Именно в этом наше счастье — и семейное, и профессиональное.
Борис и Ирина Алексеевы
- Где вы познакомились?
- В институте искусств. Я учился на театральном, а Ирина на отделении фортепиано.
- Ваша жена музыкант по образованию?
- Да, она с пяти лет владеет инструментом, профессиональный музыкант и педагог. Однако директором театра она стала совсем не потому, что она моя жена, а, скорее, потому что обладает всеми необходимыми для этого человеческими качествами. Отмечу, она прекрасно справляется со своими обязанностями. Наверное, это так, потому что, опять же, — это наше семейное дело и мы тратим на него все силы.
- Выходит, вы с женой с детства знали, чем будете заниматься по жизни?
- Если Ирина с пяти лет сидит за фортепиано, то я с того же возраста стал выходить на сцену. Не мы выбирали профессию, а она выбрала нас. Спасибо родителям, которые увидели наши предрасположенности, и направили их в нужное русло. Мы не задавались вопросом, куда идти после школы. Кажется, будто кто-то сверху сказал: «Вот, вам даны все способности. Делайте свое дело!».
Борис Алексеев в моноспектакле "Контрабас"
Беседовал Илья Ершов