Какие самые длинные улицы Воронежа сформировались за его историю
Читайте также:
- В Воронеже застройку ветхого квартала многоэтажками снова разыграют на аукционе (26.03.2019 12:45)
- В Воронеже застройку мясокомбината на Ворошилова обсудили на «публичке» (15.12.2017 14:08)
- 5 воронежских парков будут охранять от застройки (09.03.2016 21:27)
Вообще, в столице Черноземья средняя продолжительность городских пространств меньше, чем в других миллионниках.
За последнее время Воронеж с новой силой стал испытывать на себе противоречивые следы застройки. Жители улицы Лизюкова продолжают протестовать против возведения у них под боком многоэтажного дома. В свою очередь, чиновники несколько дней назад спасли от застройки старинное Новостроищенское кладбище. То есть, наступление строителей местные жители прочувствовали на себе еще раз. Точно так же, как в начале этого десятилетия.
В рамках рубрики «Воронеж: известный и неизвестный» наше издание уже писало, как неоднократно менял свой облик наш город. Бывали эпохи крепости, «города-солнца», «города-столицы». Но, так или иначе все они меняли облик Воронежа. И что же осталось до нынешнего времени?
Предлагаем посмотреть на сформировавшиеся самые длинные улицы города.
Изыскателей
Никто не думал ранее, что дорога в обход Воронежа административно станет улицей. Сейчас улица Изыскателей имеет длину в 26 км. Она начинается в Железнодорожном районе и заканчивается почти у Рамонского района. Когда-то – это была обычная трасса, которая вела к федеральной дороге М4 «Дон». А затем там стали появляться жилые массивы.
Кто знает, быть может когда-то улица Изыскателей станет едва ли не центральной магистралью левого берега.
Острогожская
Длина этой магистрали составляет 11,5 км. Она начинается от кольца Матросова и Краснознаменной, а заканчивается микрорайоном Шилово. До XIX века это пространство не использовалось вообще. Однако развитие Воронежа заставило властей вынести грязные производства подальше от города. На дороге, ведущей к Острогожску, стали появляться многочисленные скотобойни и мыловарни. Одним из отходов была зола, которую сбрасывали в большой овраг, по которому проходила дорога к реке (район нынешних улиц Ладожская и Онежская), и район получил название Золка.
С конечной остановки отправлялись автобусы на Ближние и Дальние Сады. Неподалеку от бывшей трамвайной конечной появилось военное стрельбище и автодром.
Ленинский проспект
Длина этой магистрали составляет 8,9 км. Она является одной из самых длинных и широких улиц Воронежа. Начинается недалеко от остановки «ДК Кирова» и заканчивается около Отрожки. В основном проспект застроен «хрущевками».
- Большая дорога издавна проходила вдоль левого берега реки, где на пустынных землях стояли несколько разрозненных слобод и деревень. На планах города 19 века дорога показана выходящей из южной части слободы Придачи, далее шла мимо Монастырщенки и поворачивала на юг в сторону Острогожска. Между Отрожкой и Придачей тоже существовала проезжая дорога, но менее крупная, - рассказывалось в исторических книгах. - Впервые дорога начала приобретать вид городской улицы около Монастырщенки в 30-е годы, во время создания левобережной промышленной зоны.
Самые значительные перемены в панораме проспекта начались, когда Воронеж посетил Никита Хрущев и дал установку строить жилье на неосвоенных территориях. В итоге магистраль наводнили блочные типовушки, именуемые в народе «хрущевками». Параллельно же строились и детские сады, школы и поликлиники.
9 Января
До революции 1917 года магистраль носила название Большая Девицкая, поскольку по ней воронежцы ездили в село Девица под Семилуками. Для этих целей служила еще и улица Девичий выезд. Образовалась улица в XVIII веке вместе с развитием Митрофаньевского монастыря. От этого легендарного религиозного места тракт и начинался.
Во времена царской России улица 9 января была обычным городским трактом, хотя и находящимся на окраине города, но вполне вписывающимся в его архитектурный облик. Все изменила Советская власть. Улица получила свое нынешнее название в честь Кровавого воскресенья 1905 года. Ее начали застраивать многоэтажными «панельками», что продолжается и сейчас.
Длина улицы 9 Января составляет 8 к. Когда-то она была самой длинной улицей Воронежа. Однако затем ее переплюнули другие пространства в связи с застройкой и изменением административных границ города.
Димитрова
Когда-то эта улица красноречиво называлась Большаком. Ранее она была главной магистралью слободы Придача. Происхождение наименования поселка объясняется принадлежностью этой земли жителям города Воронежа. Первоначальный смысл был таков: придача от «придать», то есть «добавить». Служилые казаки получили за рекой прибавочную, дополнительную землю к своим прежним владениям. Е. А. Болховитинов повествовал о ранней истории слободы следующее. Поселение на левом берегу реки Воронеж существовало с начала XVII века. Тогда же, по некоторым данным, и образовался Большак.
Сейчас Димитрова имеет длину в 6,8 км. Она связывает Изыскателей с некогда живописной Придаченской дамбой. Там есть множество объектов инфраструктуры. Это и Левобережная автостанция, и рынок, целая сеть разных других торговых точек, а также старинная церковь Рождества Христова. Ее открыли для себя снова воронежцы только в 2015 году.
- Говорить об улице Димитрова, означает во многом пересказывать историю воронежского Левобережья. Помимо церкви Рождества Христова, на улице встречается и старинная школа №23. В ее здании в начале 20 века располагался Придаченский ссудо-сберегательный банк. То есть, улица Димитрова, Большак – это целая история Левого берега Воронежа, - говорит местный житель Павел Штин.
Илья Ершов