Воронеж Суббота, 23 ноября
Общество, 20.08.2022 18:00

Какие воронежцы удостаивались самой престижной премии на планете

Двое из них были выдающимся физиками, а один является великим писателем, классиком Серебряного века.

«Блокнот Воронеж» сообщал, что президент Владимир Путин постановил отпраздновать 100-летие со дня рождения Николая Басова. Это был маститый физик и лауреат Нобелевской премии. Она является едва ли не самым главным и престижным признанием тех или иных изобретений, открытий, вклада в культуру, а также в развитие всего общества. Награды вручают в Швеции и Норвегии. Комитет с 1901 года вручает около 1 млн $ за достижения в физике, в химии, в физиологии или медицине, в литературе, а также за содействие в установлении мира. Также с 1969 года по инициативе Риксбанка (Центрального банка Швеции) награда дается за экономические разработки.

Николай Басов жил в Воронеже. Так что вручение ему Нобелевской премии стало большим предметом гордости для нашего города. Но Басов, надо сказать, далеко не одинок. Из Воронежа были еще два лауреата Нобелевской премии. Один из них так же был физиком, а другой – великим писателем.

Предлагаем читателям посмотреть на нобелевских лауреатов из Воронежа.

«Русский изгнанник»


Сейчас вся планета знает великого писателя Ивана Алексеевича Бунина. Автор «Темных аллей», «Жизни Арсентьева», «Господина из Сан-Франциско» и многих других нетленных произведений родился, по официальной версии, именно в Воронеже. С 1920 года Бунин находился в эмиграции. Он перебрался в Париж, где сотрудничал со многими своими собратьями по вынужденному изгнанию с Родины — Иваном Шмелевым, Дмитрием Мережковским, Марком Алдановым. Как раз, последний указанный прозаик и стоял у истоков нобелевского «русского проекта».

В частности, Марк Алданов, писал в одной из анкет в 1922 году, что в эмигрантской среде наиболее авторитетные фигуры — это Иван Бунин, Александр Куприн и Дмитрий Мережковский. Писатель отмечал, что совместная кандидатура его коллег по цеху на Нобелевскую премию могла бы поднять престиж «изгнанной русской литературы». Алданов начал вести об этом переговоры с Роменом Ролланом, с Томасом Манном. Один из западных классиков в итоге заявил, что готов поддержать одного лишь Ивана Бунина.

И вот, 9 ноября 1933 года на граусскую виллу нашего земляка пришла телеграмма из Швеции. В ней спрашивалось о гражданстве Ивана Бунина. Увидела это письмо жена писателя Вера Муромцева. Она послала ответ в Швецию: «Русский изгнанник».


Вера Муромцева

А днем супруга Бунина приняла телефонный звонок из Стокгольма. Во время того разговора прозвучало: «Ваш муж — лауреат Нобелевской премии, мы хотели бы поговорить с мсье Буниным!».

Вручение награды состоялось 10 декабря 1933 года в концертном зале Стокгольма. Шведская академия написала в официальном тексте, что «Нобелевская премия по литературе… присуждается Ивану Бунину за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Уроженец Воронежа получил 170 331 шведскую крону, которую он обменял на 715 тыс франков. Большая часть этих денег, что интересно, была роздана Иваном Буниным нуждающимся людям.


Первый нобелевский лауреат СССР по физике


28 июля 1904 года в селе Новая Чигла (сейчас – это Таловский район Воронежской области) родился Павел Алексеевич Черенков. Этот человек стал одним из тех, кто прославил физическую науку нашего Отечества на всю планету. До сих пор ученые из многих стран в своих работах опираются на то наследие, которое оставил им этот уроженец воронежской земли. Павел Алексеевич развивал такие разделы науки, как оптика, ядерная физика, а также физика частиц высоких энергий. За это его неоднократно удостаивали высоких наград, как внутри СССР, так и в масштабе всей планеты.

В 1930 году Павел Черенков поступил в аспирантуру ленинградского Физико-математического института Академии наук Советского Союза. Через пять лет наш земляк уже защитил кандидатскую, а через десять – докторскую диссертацию. Он начал работать под руководством видного советского физика Сергея Вавилова.


Надо сказать, что в 1934 году воронежец Павел Черенков обнаружил интересное голубое свечение в прозрачных жидкостях при облучении их быстрыми заряженными частицами. Ученый вместе с Вавиловым показал отличие данного вида излучения от флуоресценции. В 1936 году Павел Алексеевич установил основное его свойство. Оно заключалось в направленности излучения, образовании светового конуса, ось которого совпадает с траекторией движения частицы. Теоретическую основу излучения Черенкова уже в 1937 году разработали советские физики Игорь Тамм и Илья Франк. Вообще, «эффект Вавилова — Черенкова» лег в основу работы детекторов быстрых заряженных частиц. Так физики называют черенковские счетчики.


Воронежец участвовал в создании синхротронов. В частности - синхротрона на 250 МэВ, за что в 1952 году получил Сталинскую премию. И вот, в 1958 году вместе с Таммом и Франком Павел Черенков был награжден Нобелевской премией по физике. В официальной формулировке присуждения награда звучало: «за открытие и истолкование эффекта Черенкова». Манне Сигбан из Шведской королевской академии наук в своей речи отметил:

- Открытие явления, ныне известного как эффект Черенкова, представляет собой интересный пример того, как относительно простое физическое наблюдение при правильном подходе может привести к важным открытиям и проложить новые пути для дальнейших исследований, - заявил в 1958 году Манне Сигбан.


Так, Павел Черенков стал первым физиком СССР, который был удостоен Нобелевской премии.

Отец лазера


Наконец, третьим нобелевским лауреатом из нашего города был Николай Басов. Он родился в 1922 году в Усмани Тамбовской губернии (сейчас — Липецкая область). Через пять лет семья будущего ученого переехала в наш город. В Воронеже Басов закончил местную среднюю школу №13. Выпуск состоялся в 1941 году. Отец же Николая Геннадий Федорович работал инженером в Лесном институте (ныне – ВГЛТА). Однако затем нацистская Германия напала на СССР и будущего ученого забрали на военную службу.

Николая Басова направили в Куйбышевскую медицинскую академию. Через два года он получил квалификацию фельдшера и отправился на 1-й Украинский фронт. Юному врачу удалось пройти через жерло Великой Отечественной войны. После Победы он поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). Этот вуз Басов закончил в 1950 году.

Кстати, во время учебы в 1948 году Николай Геннадьевич работал в институте лаборантом в Физическом институте имени Лебедева АН СССР (ФИАН). Там он продолжил трудится под руководством таких маститых физиков, как Михаил Леонтович и Александр Прохоров, и после получения диплома. И вот, в 1953 году Николай Басов защищает кандидатскую диссертацию, а в 1956 году – докторскую диссертацию.


В своей научной деятельности ученый занимался квантовой электроникой. Также его интересовало применение этой области физики. Вместе со своим учителем Александром Прохоровым Басов установил принцип усиления и генерации электромагнитного излучения квантовыми системами. Эта работа в 1954 году способствовала созданию первый квантового генератора (мазера) на пучке молекул аммиака. А уже в следующем году Николаем Басовым была предложена трехуровневая схема создания инверсной населенности уровней. Она нашла широкое применение в мазерах и лазерах.

Все описанные выше работы стали основой нового направления в физике - квантовой электроники. И вот, за разработку нового принципа генерации и усиления радиоволн (создание молекулярных генераторов и усилителей) Басов и Прохоров в 1959 году были награждены Ленинской премией. А в 1964 году Николай Геннадьевич вместе с американцем Чарльзом Таунсом за «фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию генераторов и усилителей на лазерно-мазерном принципе» получил Нобелевскую премию по физике.


Николай Басов оставил огромный след в российской и мировой науке. Он умер в 2001 году. В Воронеже его именем назвали гимназию (бывшая школа №58).

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: Нобелевская премияСобытия: КраеведениеСобытия: НаукаСобытия: ИсторияСобытия: ЛитератураПерсоны: Воронежцы
1
0