Худший результат по реализации нацпроектов за пятилетку ожидает Воронежскую область?
Читайте также:
Несколько миллиардов рублей из федерального и областного бюджетов, которые имеются у региона на реализацию национальных проектов, скорее всего, не будут израсходованы по целевому назначению в 2024 году. При этом расходы по данному направлению и так одни из самых низких за последние пять лет, а на днях бюджет нацпроектов был секвестирован почти на 1 млрд рублей.
В понедельник облправительство опубликовано свежие данные по финансированию национальных проектов: за две недели до празднования Нового года исполнение бюджета по нацпроектам составило 17,1 млрд рублей, а в целом по уходящему году на эти цели выделяется 22,4 млрд рублей. И есть обоснованные сомнения в том, что региону удастся полностью исполнить бюджет по нацпроектам, то есть за декаду успеть принять объекты и документы к ним на сумму 5,2 млрд рублей.
данные сайта облправительства от 16 декабря 2024 г.
По информации облправительства, на 27 ноября исполнение нацпроектов составило 16,5 млрд рублей. То есть, за последние три недели показатель вырос всего на 658 млн рублей. Очевидно, что такими темпами принять новые объекты на 5,2 млрд рублей, проверить их документы и исполнить годовой бюджет вряд ли получится даже к праздничной ночи 31 декабря. Тем более что за последние пять лет никогда такого не было - 100-го процентного освоения бюджетных средств, выделяемых на реализацию нацпроектов.
данные сайта облправительства от 27 ноября 2024 г., за три недели бюджет был исполнен на 658 млн рублей
И это при том, что годовой бюджет по нацпроектам был по-тихому секвестирован в начале декабря на 924 млн рублей. Почти на 1 млрд. Если в конце ноября годовой бюджет значился в сумме 23 млрд 339 млн рублей (см. последний скриншот), то уже к 13 декабря он был 22 млрд 415 млн рублей. У кого или с какого объекта "забрали" эти деньги - пока неизвестно.
А ведь пять лет назад, в 2020-м году, по данным КСП, на реализацию нацпроектов было выделено 22 млрд 797 млн рублей (исполнение 98,6%), то есть больше денег, чем в текущем году. В 2021-м – выделили 21,7 млрд., а в 2022-м – 28 млрд.
скриншот сайта Контрольно-счетной палаты Воронежской области, последние 2 года ревизоры прекратили публикации (отчеты) по нацпроектам
В правительстве Воронежской области дали «Блокноту» такой комментарий на сей счет:
- Традиционно кассовое освоение средств, предусмотренных на текущий год, особенно активно идет в конце декабря. При этом темпы строительных работ, как правило, значительно опережают кассовое освоение средств. 2024 год не является исключением: большие объемы уже выполненных строительных работ будут оплачиваться по мере поступления документации до конца декабря.
Профильные министерства контролируют не только ход и качество проведенных работ, но и корректное оформление документации для оплаты и рекомендуют подрядчикам не откладывать этот вопрос. Однако пока практика направления правильно оформленных документов ближе к окончанию сроков контрактов сохраняется. Точные данные по итоговому кассовому исполнению за 2024 год ожидаются в 2025 году.
Как примерно говорил товарищ Саахов из «Кавказкой пленницы», «все верно излагаете, все правильно, но….».
Давайте посмотрим, что было год назад: по данным облправительства, в 2023 году исполнение бюджета по нацпроектам было 27 млрд 662 млн рублей. Это на 10,5 млрд рублей больше, чем на 16 декабря текущего года. Почему на такую огромную сумму всего за год похудел бюджет нацпроектов, ведь экономика региона, как рапортуют чиновники и депутаты, работает все лучше, а налогов поступает все больше?
данные сайта облправительства по исполнению бюджета по нацпроектам за 2023 год
А с учетом роста за год цен на стройматериалы, повышения зарплат рабочим и иных расходов, реальные расходы по исполнению нацпроектов в 2023 году могут превышать нынешние и на большую сумму, чем указано выше, то есть, быть не менее 11 млрд рублей. Кстати, по данным Воронежстата, объем работ и услуг, выполненных собственными силами по виду деятельности «Строительство» за январь-октябрь вырос на 113,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но по стройкам из нацпроектов данный показатель пока не сказывается.
Более того, внимание обращают такие цифры: если в уходящем году общий бюджет по нацпроектам после секвестра составляет 22 млрд 415 млн рублей, то в 2023-м году был, по данным облправительства, 31 млрд 559 млн рублей (было освоено 27,6 млрд). То есть в прошлом году бюджет был больше на 9,1 млрд рублей, а с учетом роста цен – еще выше.
В 2022-м размер бюджета по нацпроектам был 28 млрд рублей, а реализован на 27,2 млрд. То есть, на 10 млрд рублей больше, чем к середине декабря 2024 года.
данные сайта облправительства, бюджеты нацпроектов в 2022 году
Вероятно, и в текущем году не все объекты, как планировалось, будут сданы в срок. Причины – не только несвоевременное предоставление подрядчиками документов на выполненные работы (что вообще-то выглядит странным: раньше сдашь "бумаги" на объект объект – раньше получишь деньги от заказчика), нарушение условий контрактов, перенос сроков строительства объектов на последующие годы. А значит, они пополнят количество «долгостроя», то есть объектов незавершенного строительства.
В Контрольно-счетной палате Воронежской области считают, что общий общий объем незавершенного строительства в нашем регионе составил (на 1 января 2024 г.) 32 млрд 553 млн рублей и за год увеличился почти на 60 процентов!
Да, там и имеются "переходящие объекты", школы, больницы, которые по контрактам строят 2-3 года, но имеются ведь и заброшенные, фантомные объекты. А конкретные примеры "Блокнотом" приводились многократно, один из последних - "долгострой" из сферы здравоохранения на 408 млн рублей в Воронеже. И в данном случае его тоже можно назвать "переходящим": за последние 3 года на нем "потрудились" три разных строительных компании, но никто из них не мог справиться с задачей - достроить станцию скорой помощи, цена которой за прошедшее время выросла с 280 млн рублей до 408 млн.
скриншот сайта КСП Воронежской области, в его правительстве последние пару лет утверждают обратное - в регионе незавершенного строительства - нет
Эти цифры, 32,5 млрд рублей, говорят о слабой деятельности различных контролирующих, проверяющих структур. Плюс еще полное отсутствие депутатского контроля, когда сотни депутатов – Госдумы, областной думы и муниципальных предстательных органов власти – фактически не занимаются своей основной работой – контролем над расходованием чиновниками бюджетных средств.
Они все по отдельности и вместе не могут остановить появление новых «брошенных объектов» воронежскими и иногородними строителями, когда те, получив из федерального и областного бюджетов авансы в десятки миллионов рублей, нарушают сроки строительства и бросают работу.
А заказчики – районные и областные власти, их учреждения - вынуждены затем в судах годами «выбивать деньги» с этих горе-строителей и искать новых подрядчиков для завершения работ на брошенных долгостроях. О «посадках» руководителей таких строительных компаний, как и возврате ими бюджетных денег, власти ничего не сообщают, значит, такой судебной практики нет или - почти нет. А потому ошибки, проблемы с финансированием объектов по нацпроектам, огромные потери бюджетных денег (и времени) гарантированы и в будущем.
Владимир Даньшин
Новости на Блoкнoт-Воронеж