Культура,
18.12.2012 14:34
Мастер из Воронежа делает музыкальные инструменты для голливудских фильмов

Газета Блокнот Воронежа побывала в гостях у мастера Сергея Плотникова — основателя музея.
- Сергей, когда же началось Ваше увлечение?
- Ровно 10 лет назад, в новогоднюю ночь с 2002 на 2003. Жена подарила мне книгу. Называлась она «Основы художественного ремесла. Музыкальные инструменты». Написал эту замечательную книгу Василий Бычков. Дело в том, что мы проводим детские летние лагеря, посвященные славянской культуре. И чтобы разнообразить жизнь ребят, жена предложила мне сделать сопель (славянская дудочка). Собственно, мы думали, что на этом все и закончится. Однако в книге было много чертежей. Особенно заинтересовала меня волынка. Для тех, кто не знает, волынка — русский народный инструмент. Бытовал он практически у всех народов мира, в том числе и на Руси.
Однако мало было просто собрать инструмент по рисунку. Штука эта непростая, а для тех, у кого музыкального образования нет - довольно сложная. Мне очень помог мой друг, балалаечник Константин Харитонов. В содружестве с ним я взялся за работу, параллельно обучаясь музыкальной грамоте. Волынка получилась отличная, а потом уже возникло желание делать другие инструменты. Сделал колесную лиру, ирландскую арфу, русский гудок и, вот так, потихоньку собралась целая коллекция. Появился музей, а увлечение переросло в дело всей жизни.
- Сергей Иванович, а кем вы работали до вашего увлечения старинными инструментами?
- Я работал организатором производительного труда в школе-интернате №1. После занятий мы с детишками занимались декоративно прикладным ремеслом. Ребята делали шкатулки, тарелки, подсвечники различные сувениры, продавали и получали за это деньги. И первые музыкальные инструменты появились здесь. Соответственно практические навыки очень пригодились при конструировании музыкальных инструментов. Дети с радостью взялись за новое ремесло. Работа спорилась, и первая волынка была успешно собрана общими силами. Однажды в школу-интернат приезжал Мстислав Растропович. Он послушал волынку, и ему очень понравилось.
- Вы часто посещаете фестивали. Расскажите об этом.
- Приглашают меня на фольклорные фестивали и фестивали по исторической реконструкции. У меня тематика подходит. Народные инструменты, антураж и прочее. Не так давно ездил на Городецкое Гульбище. Люди реконструируют средневековый быт, одежду, вооружение и интересуются музыкальной культурой прошлых веков. Словом, получилось дело, которое интересно всем. В Воронежской области в Воробьевском районе проводится ежегодный фольклорный фестиваль. Туда тоже приглашают.
На фестивалях всегда много мастеров, которые делают замечательные вещи. Однако не все могут работать на выезде. Требуется мастерская, станки, сложные инструменты. Я без всего этого обхожусь. С подручными инструментами тоже можно сделать инструмент, и он будет отлично играть. Кроме того, выступаем на мероприятиях, где надо просто повеселить публику. Также играем на различных концертах. Ко Дню Города, например.
- Расскажите что-нибудь про Ваши инструменты. Сделайте этакий экскурс в историю.
- Расскажу, пожалуй, про гусли. Бывают они трех видов. Крыловидные, шлемовидные и лирообразные. Тут есть интересный момент. На всех рисунках, где изображают гусляров, Бояна там или Садко, гусли крыловидные. Но выводы, сделанные во время раскопок в Новгороде, подтверждают, что в 11-14 веках люди играли на лирообразных гуслях. У них на корпусе специальное окошко, благодаря которому играть можно, держа гусли как лиру или, если угодно, арфу. Столько разных интересных фактов из истории всплывает, что начинаешь понимать, что о том, как жили наши предки известно очень мало.
- Ваши инструменты звучат в голливудском кино. Расскажите поподробнее.
В фильме «Орел Девятого Легиона» звучит наша воронежская калюка (тростниковая флейта без игровых отверстий) и белгородский пищик (тростниковая дудочка с язычком). В 2013 выйдет фильм «Единственный Выстрел». Там будет звучать русский гудок. Получилось, что один парень, Владимир Соколов, покупал у меня инструменты. Потом он уехал в Лос-Анджелес. Учится сейчас в Академии искусств и подрабатывает в Голливуде, где сотрудничает с композитором.
Сергей Плотников продемонстрировал нам, как играют некоторые его инструменты. Звучали гусли, пела волынка, гудела колесная лира. Посмотреть видео вы сможете здесь. Гусли, волынка, колесная лира, мастер-класс по изготовлению белгородского пищика.
Вот так мимолетное увлечение переросло в профессию. Когда руки золотые, то всякая работа спорится. Кроме того, есть желание сохранить родную культуру для потомков. Чтобы все знали, как жили деды и прадеды, как одевались, что ели, как растили детей, как защищали свою землю. И как веселились в праздники, когда плыли по воде венки в Купальскую ночь, и катились с гор огненные колеса под Новый год.
- Сергей, когда же началось Ваше увлечение?
- Ровно 10 лет назад, в новогоднюю ночь с 2002 на 2003. Жена подарила мне книгу. Называлась она «Основы художественного ремесла. Музыкальные инструменты». Написал эту замечательную книгу Василий Бычков. Дело в том, что мы проводим детские летние лагеря, посвященные славянской культуре. И чтобы разнообразить жизнь ребят, жена предложила мне сделать сопель (славянская дудочка). Собственно, мы думали, что на этом все и закончится. Однако в книге было много чертежей. Особенно заинтересовала меня волынка. Для тех, кто не знает, волынка — русский народный инструмент. Бытовал он практически у всех народов мира, в том числе и на Руси.
Однако мало было просто собрать инструмент по рисунку. Штука эта непростая, а для тех, у кого музыкального образования нет - довольно сложная. Мне очень помог мой друг, балалаечник Константин Харитонов. В содружестве с ним я взялся за работу, параллельно обучаясь музыкальной грамоте. Волынка получилась отличная, а потом уже возникло желание делать другие инструменты. Сделал колесную лиру, ирландскую арфу, русский гудок и, вот так, потихоньку собралась целая коллекция. Появился музей, а увлечение переросло в дело всей жизни.
- Сергей Иванович, а кем вы работали до вашего увлечения старинными инструментами?
- Я работал организатором производительного труда в школе-интернате №1. После занятий мы с детишками занимались декоративно прикладным ремеслом. Ребята делали шкатулки, тарелки, подсвечники различные сувениры, продавали и получали за это деньги. И первые музыкальные инструменты появились здесь. Соответственно практические навыки очень пригодились при конструировании музыкальных инструментов. Дети с радостью взялись за новое ремесло. Работа спорилась, и первая волынка была успешно собрана общими силами. Однажды в школу-интернат приезжал Мстислав Растропович. Он послушал волынку, и ему очень понравилось.
- Вы часто посещаете фестивали. Расскажите об этом.
- Приглашают меня на фольклорные фестивали и фестивали по исторической реконструкции. У меня тематика подходит. Народные инструменты, антураж и прочее. Не так давно ездил на Городецкое Гульбище. Люди реконструируют средневековый быт, одежду, вооружение и интересуются музыкальной культурой прошлых веков. Словом, получилось дело, которое интересно всем. В Воронежской области в Воробьевском районе проводится ежегодный фольклорный фестиваль. Туда тоже приглашают.
На фестивалях всегда много мастеров, которые делают замечательные вещи. Однако не все могут работать на выезде. Требуется мастерская, станки, сложные инструменты. Я без всего этого обхожусь. С подручными инструментами тоже можно сделать инструмент, и он будет отлично играть. Кроме того, выступаем на мероприятиях, где надо просто повеселить публику. Также играем на различных концертах. Ко Дню Города, например.
- Расскажите что-нибудь про Ваши инструменты. Сделайте этакий экскурс в историю.
- Расскажу, пожалуй, про гусли. Бывают они трех видов. Крыловидные, шлемовидные и лирообразные. Тут есть интересный момент. На всех рисунках, где изображают гусляров, Бояна там или Садко, гусли крыловидные. Но выводы, сделанные во время раскопок в Новгороде, подтверждают, что в 11-14 веках люди играли на лирообразных гуслях. У них на корпусе специальное окошко, благодаря которому играть можно, держа гусли как лиру или, если угодно, арфу. Столько разных интересных фактов из истории всплывает, что начинаешь понимать, что о том, как жили наши предки известно очень мало.
- Ваши инструменты звучат в голливудском кино. Расскажите поподробнее.
В фильме «Орел Девятого Легиона» звучит наша воронежская калюка (тростниковая флейта без игровых отверстий) и белгородский пищик (тростниковая дудочка с язычком). В 2013 выйдет фильм «Единственный Выстрел». Там будет звучать русский гудок. Получилось, что один парень, Владимир Соколов, покупал у меня инструменты. Потом он уехал в Лос-Анджелес. Учится сейчас в Академии искусств и подрабатывает в Голливуде, где сотрудничает с композитором.
Сергей Плотников продемонстрировал нам, как играют некоторые его инструменты. Звучали гусли, пела волынка, гудела колесная лира. Посмотреть видео вы сможете здесь. Гусли, волынка, колесная лира, мастер-класс по изготовлению белгородского пищика.
Вот так мимолетное увлечение переросло в профессию. Когда руки золотые, то всякая работа спорится. Кроме того, есть желание сохранить родную культуру для потомков. Чтобы все знали, как жили деды и прадеды, как одевались, что ели, как растили детей, как защищали свою землю. И как веселились в праздники, когда плыли по воде венки в Купальскую ночь, и катились с гор огненные колеса под Новый год.
Виктор Иванчук
Новости на Блoкнoт-Воронеж