На вокзале в Воронеже расцеловывали антикоммунистическую икону Солженицына
Читайте также:
- Оскандалившийся в Воронеже писатель Прилепин выступил за открытые храмы на Пасху (16.04.2020 15:00)
- Памятник Бунину заботливо обезопасили от коронавируса в Воронеже (27.03.2020 23:03)
- В 90-е годы воронежцы безуспешно просили власть о галерее умирающего гения (27.03.2020 09:20)
Нобелевский лауреат отказывался от протокольных встреч с руководством региона и в течение 1,5 часов подписал книги читателям.
В мае этого года состоится очередная годовщина того, как в Россию возвращался великий отечественный писатель Александр Исаевич Солженицын. Он, напомним, является автором таких известных произведений, как «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «В круге первом», «Раковый корпус». Солженицын участвовал в Великой Отечественной войне, бывал в сталинских лагерях. Кстати, последней теме посвящена значительная часть творчества писателя. По сути, Александр Исаевич первый в СССР заговорил о том, какие гонения на свой народ устраивала советская власть. За это, надо сказать, Солженицын подвергался невероятному давлению со стороны КГБ и других репрессивных органов. Его арестовывали, допрашивали, устраивали публичные «порки». В итоге в 1974 году писатель был изгнан из страны. Он уехал за границу – сначала в Швейцарию и другие страны Западной Европы, а затем – в Канаду и США.
Однако с крушением СССР Александр Солженицын через несколько лет приехал в Россию. Это произошло 27 мая 1994 года. Автор «Архипелаг ГУЛАГ» приземлился на самолете на Дальнем Востоке. Он начал объезжать города и веси новой России, удивляясь тому, как все изменилось с тех пор, как он уехал в вынужденную эмиграцию. И вот, в октябре 1994 года Солженицын приехал в Воронеж.
Привокзальная площадь Воронежа в 1994 году
Как рассказывает автор многочисленных публикаций по проблемам трансформации российской власти в постсоветский период Павел Кабанов, в нашем городе писателя встречали с почестями. В книге «Остров невезения» описывается, как на железнодорожном вокзале «Воронеж-1» Солженицына приветствовали тогдашние мэр Анатолий Гольц, вице-губернатор Юрий Савинков, полпред президента Ельцина Борис Кузнецов.
Александр Исаевич с чемоданом в руке выходил бодро из вагона. Его сразу же стали встречать с объятьями. Первым представился Савинков, затем – Гольц, а потом – Кузнецов. Когда Солженицын услышал названия должностей этих управленцев, он немало удивился. Все дело в том, что в момент отъезда писателя за границу не было таких слов, как «вице-губернатор», «мэр», «полпред президента». Тем не менее, Солженицын на вокзале в Воронеже каждому пожал руку.
- Окинув взглядом собравшихся, увидел поэта Владимира Гордейчева, который в конце 60-х от имени Воронежского отделения Союза направил поздравительную телеграмму опальному Солженицыну и потом пострадал за это (Кабанов имеет ввиду Нобелевскую премию, которую писателю присудили на самом деле в 1970 году), подошел, обнял, расцеловал и вместе с ним пошел к выходу с перрона. Отцы города и области, слегка растерявшись от нарушения протокола, поспешили следом, безуспешно пытаясь взять из рук знаменитого гостя чемодан, - вспоминает Павел Кабанов в книге «Остров невезения».
Писатель останавливался в Воронеже в 1994 году в гостинице «Дон». Он не стал участвовать в протокольных встречах с губернатором или мэром. Вместо этого в отель в Солженицыну пришли местные писатели, творческие деятели и журналисты. А на следующий день состоялся творческий вечер Александра Исаевича в культурном центре «Апекс».
На этом мероприятии писатель выступил перед собравшимися, ответил на их вопросы. Павел Кабанов рассказывает, что в его памяти сохранилось, как после вечера Солженицын еще в течение 1,5 часов подписывал свои книги поклонникам. Настолько у него отсутствовало всякое пренебрежение к простым людям.
Александр Солженицын по убеждениям был ярым противником коммунистической идеи. Он остро переживал так называемый «русский вопрос», спрашивая прямо: «Быть нашему народу или не быть?». Писатель часто подвергался критике. Кроме того, что его громили провластные деятели в СССР, с обвинениями выступали и либералы. К примеру, известный правозащитник Андрей Сахаров в 1974 году не принимал позиции Александра Исаевича по поводу перехода от коммунизма. Точку зрения Солженицына этот деятель называл «религиозно-патриархальным романтизмом».
Но все же писатель давно вписал себя в сонм русских классиков. С ним можно соглашаться, не соглашаться. Однако то, какое воздействие на мировое сообщество и наш народ оказали книги Солженицына, нельзя недооценить. Александр Исаевич умер в 2008 году, но о нем до сих пор идут оживленные разговоры.
Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж