Воронеж Понедельник, 09 декабря
Общество, 12.08.2021 12:05

Нарушает ли администрация Кстенина закон, позволяя зеленому Воронежу превратиться в пустыню

Мэрия должна производить уход за зелеными насаждениями, но его результаты печальны.

К сожалению, когда-то утопающий в зелени Воронеж с каждым годом все больше становится похож на асфальтово-плиточные поля, подогреваемые солнцем, словно сковородка. Вот улица Кирова с разницей в 9 лет:


Деградация зеленой массы налицо. Проблема серьезная, не заметить ее нельзя. Для решения нужно разработать комплексную программу действий и как можно скорее начать ее реализацию.

Но кто этим должен заняться? Городская администрация – это множество структурных подразделений, которые вряд ли способны скоординироваться сами собой для решения комплексной задачи. Да и зачем им это делать, если прошлые года не делали? Таким образом, эту задачу может решить только глава городской администрации, управляя, координируя и контролируя действия все структурных подразделений.

Проще говоря, чтобы Воронеж не превратился в пустыню, мэр Кстенин должен лично и регулярно каждую неделю заниматься этой задачей. К сожалению, ничего похожего не наблюдается.

Казалось бы, если мэр образцовый чиновник, то он должен знать, как работает бюрократическая система – без его личного контроля результат будет минимальный. Так же он должен знать, что экология – одно из основных направлений деятельности мэрии. Поэтому экологию, наравне с другими ключевыми направлениями, глава города должен курировать и контролировать лично.

Хорошо, возможно, мэр не сколько чиновник (знаток бюрократической системы и нормативно-правовых актов), сколько крепкий хозяйственник, заботящийся о городском хозяйстве. Но тогда он должен понимать ценность большого взрослого дерева, ведь его нельзя купить, можно только взять молодое, как правило, высотой до 5 метров, и ждать еще 30-50 лет, пока оно вырастет. Именно поэтому, если попытаться примерно посчитать цену такого взрослого дерева, она бы составляла несколько миллионов рублей. Таким образом, крепкий хозяйственник никогда бы не позволил городу терять свою экологическую основу, которую можно будет восполнить только через несколько десятилетий, а Воронежу каждый год терять миллиарды рублей из-за засохших зеленых насаждений.

Но может мэр скорее не чиновник или хозяйственник в выше описанных смыслах, а политик? Тем более, что Вадим Юрьевич Кстенин недавно возглавил городское отделение партии «Единая Россия». Но тогда становится совсем непонятно.

Один только пост в Instagram «Блокнот Воронеж» о том, как сильно за последние десять лет наш город потерял в озеленении, за день собрал более 100 тысяч просмотров.


По проведенным опросам, почти 93% считают, что проблема с потерей озеленения крайне серьезна и ее нужно решать незамедлительно.


Можно предположить, что подобная озабоченность людей связана не только с желанием жить в комфортной экологичной среде, но и с опасностью разрушения идентичности города, к которой все привыкли. Воронеж всегда был одним из самых зеленых городов страны. Разрушение привычных устоев среды всегда крайне болезненно.

Это, как если бы какая-нибудь воронежская строительная компания разрушила бы в Риме Колизей и Римский форум и застроила бы всю местность элитными многоэтажками. Тогда бы жители Рима не просто расстроились, они были бы в ужасе, потому что привычная и любимая ими среда, с которой ассоциируется город, была уничтожена.

Казалось бы, для любого политика, особенно в преддверии выборов, публичный процесс по решению проблемы, которая волнует 93%, – золотая жила для набора голосов избирателей в свою пользу или в пользу своей партии. Тем более, что эту проблему, в отличие от, например, проблемы бедности населения, мэр вполне может решить. Тем не менее ни публичной активности, ни конкретных результатов, ни каких-то иных признаков того, что мэр взялся за проблему, не видно. И это при том, что на эту тему ему посылались и петиции, и открытые письма, конечно, продублированные официальными запросами. При этом понимания того, что мэр Кстенин поручил разработать комплексное решение проблемы и взял вопрос под личный контроль, нет. Более того, и петиции и открытые письма уже содержали в себе готовый план действий -  бери и пользуйся. К сожалению, нет оснований полагать, что мэр Вадим Кстенин стал решать проблему даже с уже готовыми решениями.

Можно задать резонный вопрос: почему так происходит? Главе Воронежа были адресованы письма, петиции, официальные запросы, информирующие его о важности и социальной значимости проблемы, автор этого материала неоднократно лично доводил это до сведения мэра, поэтому вряд ли можно предположить, что тот не знает о ситуации. Если Кстенин знает о проблеме, то не решать он ее может только по двум причинам: не хочет или не может.

Если над вопросом: есть ли в городе строительное лобби, еще можно дискутировать, то вот предположение, что в городе существует антиэкологическое лобби, которое мешает мэру поливать деревья, крайне сомнительно. А если мэру Кстенину никто не мешает заниматься решением проблемы, то единственный логический вывод, почему он этого не делает – просто не хочет. Если это так, то такие аргументы, как качественное исполнение должностных обязанностей (мэр должен курировать и координировать основные направление работы городской администрации), загубленная городская экология, миллиардные ежегодные потери, недовольство подавляющего большинства жителей города и даже приближающие выборы, меркнут перед одной самой важной вещью – мэр Кстенин просто не хочет этим заниматься. Возможно, ему это не интересно.

К слову о выборах. Вряд ли городские результаты «Единой России» безразличны мэру, который по совместительству является главой городского отделения этой партии (да и руководству города в принципе). Тогда зачем продолжать бездействие, что только усиливает недовольство тех самых 93% горожан?

Единственным логичным ответом является то, что руководство городской администрации просто не верит, что большинство из них сможет потратить час своего времени, чтобы прийти и выразить свое отношение к городским властям, а также повлиять на свое будущее и будущее своих детей (в то же время можно будет мобилизовать свой электорат, который проголосует за партию). Если такое отношение действительно имеет место быть, то его можно считать достаточно некомплементарным по отношению к подавляющему большинству жителей города, которое не может потратить немного времени на крайне важное дело. Впрочем, насколько это отношение справедливо и соответствует действительности, можно будет проверить на выборах в сентябре – это покажут сами жители.

Но вернемся к зеленым насаждениям. К сожалению, причин, по которым у нас в городе засыхают и исчезают деревья, много. Это и повреждение при ремонтно-строительных работах, и некачественная обрезка деревьев, и чрезмерная вырубка и т.д. Среди всех причин особенно нужно выделить такой фактор, как отсутствие полива взрослых деревьев. Особенно это важно с учетом изменения климата – он становится жарче и суще. Посмотрим на дневник погоды за прошлый месяц.


Осадки были только 4 дня, да и то полноценный дождь вспоминается только один раз. Норма осадков в июле: 58 мм. Выпало 21 мм, это составляет 36% от нормы.

Дерево может выдержать повреждения во время ремонтных работ и неправильную обрезку, но если для него не будет доставать воды, то оно засохнет. Именно поэтому так важно поливать деревья в неблагоприятных городским условиях, особенно сейчас, когда погода становится жарче и суше.

При этом нельзя сказать, что взрослые деревья в городе совсем не поливают. Когда повредили каштановую аллею на Комиссаржевской, автор этого материала попросил управу Центрального района обеспечить ее полив, и несколько раз за июль ее подпитывали водой. Правда, в этом месяце сломалась одна из машин, и будет ли осуществляться полив неизвестно, потому что мыть и поливать асфальт и тротуар является более важным приоритетом (надо полагать эти приоритеты управам задал мэр). Зеленые насаждения на нескольких центральных улицах поливает управа Ленинского района, но насколько хорошо – пока неизвестно. То есть, нет системного комплексного подхода, если управа хочет и у нее есть возможности, она поливает зеленые насаждения, а если нет, то нет.

Таким образом, если будущая экологическая катастрофа, миллиардные убытки и недовольство подавляющего большинства жителей города не являются для мэра Кстенина и городской администрации стимулом решать проблему, то может таким стимулом будет риск неисполнения закона?

Давайте немного погрузимся в юридические нюансы. Есть пункт 9.3.9.5. Решения Воронежской городской думы от 19 июня 2008 г. N 190-II «Об утверждении правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж», который гласит: "Ответственные за содержание зеленых насаждений обязаны обеспечивать проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы) в соответствии с требованиями регламентов, правил и норм". А есть Устав городского округа города Воронеж, пункт 7, статьи 50 которого гласит: "Управа района городского округа реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия: организация эксплуатации муниципального жилищного фонда на территории района, управление коммунально-бытовыми службами, службами благоустройства и озеленения района". Таким образом, управа должна производить весь комплекс уходных мероприятий надлежащего качества и прежде всего полив.

Задача представительного, законодательного органа власти – выпускать законы, а задача исполнительного органа – исполнять их, создавая все необходимые для этого условия. То есть, если есть закон, принятый Воронежской городской думой, то городская администрация должна принять все необходимые подзаконные нормативные акты на своем уровне и заложить необходимое для исполнения принятых законов финансирование в проект бюджета, который и разрабатывает городская администрация.

В соответствии с этим, было отправлено два запроса: одно в городскую администрацию с предложением обеспечить полив взрослых деревьев, а второй в прокуратуру Воронежской области с просьбой проверить, насколько администрация исполняет закон, принятый городской думой (в том числе, посредством принятия соответствующих нормативных актов и включения необходимого финансирования в проект бюджета). О результатах запросов будет отдельный материал.  

Глава Института общественного контроля Вячеслав Минаков


Новости на Блoкнoт-Воронеж
7
0