Воронеж Четверг, 02 мая
Общество, 01.10.2023 18:00

Один защищал, а другого не могли найти: как некоторые воронежцы повели себя в судьбоносном 1993 году

В нашей стране до сих пор никто не дал правовой оценки тем трагичным событиям, при которых погибло множество людей.

3 октября исполнится 30 лет расстрелу Дома Советов в Москве. Произошло это в результате внутриполитического конфликта. А случился он из-за конституционного кризиса, который был следствием противоборства двух сторон. В одном лагере был президент Борис Ельцин и сторонники западного пути, с другой – большая часть народных депутатов во главе с председателем Верховного Совета Русланом Хасбулатовым, к которым также примкнул вице-президент Александр Руцкой (они хотели возврата советской власти). Острая фаза противостояния случилась как раз 3 и 4 октября 1993 года на улицах столицы. В результате нее официально погибло не менее 158 человек, 423 человека были ранены (хотя очевидцы говорят о гораздо больших цифрах). Победу одержал Ельцин, похоронив из пушек все надежды людей на возврат к прежним порядкам.

Как ранее обещал «Блокнот Воронеж», анонсируя митинг коммунистов в сквере «Надежда», остановимся чуть подробнее на том, как наши земляки восприняли то судьбоносное событие. А один из уроженцев наших краев был непосредственным участником защиты Дома Советов. Речь идет о генерал-полковнике Альберте Макашове.

Военачальник родился 12 июня 1938 года в селе Левая Россошь Воронежской области (сейчас – Каширский район). Испытав трудное послевоенное детство, Макашов окончил Суворовское училище, а после - Ташкентское высшее общевойсковое командное училище. В итоге Альберт Михайлович с золотой медалью закончил академию имени Фрунзе. В рядах Вооруженных сил СССР нашему земляку довелось бывать в западной группировке войск Советского Союза в Германии, в Польше. Постепенно Макашов продвигался по службе. К 1982 году он стал заместителем командующего, а через год и вовсе возглавил 20-ю гвардейскую общевойсковую армию в ГДР. После этого он был во главе Закавказского и Уральского военных округов. А в 1989 году стал депутатом Верховного Совета.


Альберт Макашов (в центре) в 1993 году

Во время событий 1993 года Альберт Макашов участвовал в штурме телецентра «Останкино». Кроме того, он за полчаса захватил мэрию Москвы на Новом Арбате. Зайдя внутрь здания, военачальник в мегафон стал требовать от чиновников сдаться. При этом генерал обещал служащим взамен сохранить жизнь.


Во время событий 1993 года (генерал Альберт Макашов крайний слева, рядом с ним - писатель Александр Проханов, а крайний справа - лидер КПРФ Геннадий Зюганов)

После разгона Верховного Совета и Комитета национального спасения Альберт Макашов был арестован 4 октября 1993 года. Его поместили в тюрьму Лефортово. Там он пробыл четыре месяца, после чего был освобожден по амнистии, учрежденной Госдумой РФ.

Макашов стал иконой национал-патриотического движения. Уроженец нашего региона несколько раз затем выступал на телевидении, где в своих высказываниях ни на шаг не отступил от прежних советских убеждений.

А, как же вели себя во время тех событий воронежские власти? Тогда, напомним, губернатором являлся Александр Яковлевич Ковалев. Он, к слову, выступил с поддержкой президента Бориса Ельцина. Ковалев заявлял, что по сути в России установилось безвластие. Страной не управлял ни президент, ни Верховный Совет. Многие призывали к тому, чтобы соблюдалась Конституция 1977 года, в которой была известная статья №6. Она закрепляла руководящую роль Коммунистической партии. Однако в июне 1991 года впервые в истории страны был всенародно избран президент. Возникла совершенно новая экономическая реальность, так как все было переведено на рыночные рельсы.


Александр Ковалев

- А. Ковалев однозначно поддержал обращение президента России к народу, подчеркнув, что в условиях крайне обострившейся борьбы за власть это единственно правильное решение. Пора наконец поинтересоваться мнением народа. Пора спросить у него: как жить дальше, кто должен управлять страной и т.д., - писала 30 лет назад воронежская газета «Утро».


И, если в действиях Ковалева была хоть какая-то логика (к тому же, во время расстрела Дома Советов он находился в Германии), то некоторые люди из его окружения вели себя, как минимум, странно. К примеру, первый зам губернатора Геннадий Макин где-то отдыхал на природе. Координацию органов исполнительной власти и силовиков осуществлял демократ Виктор Давыдкин – один из тех, кто «захватил» обладминистрацию от имени Бориса Ельцина. В декабре 1993-го он стал депутатом Госдумы, вошел во фракцию «Выбор России».

Спустя годы Виктор Алексеевич рассказывал нашему изданию, как вела себя верхушка региональной воронежской власти.

– Помню, меня известие о происходящем в Москве застало за городом – собирал яблоки в нескольких метрах над землей, – поделился фактами биографии Виктор Давыдкин. – Вернулся в Воронеж, собрал единомышленников, позвонил в местный КГБ и гарнизон, попросил – «не дергайтесь». Коммунистическая власть отсиживалась и сдавала позиции. Первого зама Макина искали весь день, но нашли только поздно вечером… Вообще, он был ярый карикатурный комсомолец, каждый раз, как выходил к трибуне, до смешного доходило. Вполне естественно, что потом он стал банкиром. Комсомольцы ведь знали, куда и ради чего идут во власть. Они, в отличие от своих старших товарищей, не верили в коммунизм абсолютно, нацелены были только на власть. И Макин тогда хорошо понимал, что лучше сначала отсидеться и посмотреть, чем дело закончится. Это мы, придурки, шли напролом, хотели изменить мир…


Геннадий Макин в 90-е годы

Как видим, разные воронежцы вели себя по-разному в событиях 30-летней давности. Давать оценку этим действиям – дело бесперспективное, ведь до сих пор не дана правовая оценка решению президента о разгоне Верховного Совета.

В заключении хотелось бы сказать, что после победы в том противостоянии Борис Ельцин получил по новой Конституции самые широкие президентские полномочия. У нашей страны открылась новая страница истории.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
Персоны: Борис ЕльцинПерсоны: ВоронежцыСобытия: СССРСобытия: История
1
1