Первым делом самолеты: как Воронежский авиазавод прошел тернистый путь к славе
Читайте также:
- Дорожную разметку за 182,3 млн рублей нанесет фирма из Татарстана в Воронеже (09.02.2023 09:20)
- Алжирский новичок воронежского «Факела» травмировался в первой же своей игре за «огнеопасных» (08.02.2023 21:32)
- Воронежец Миша Гребенщиков раскрыл "Русскую душу" (09.02.2023 06:00)
Это стратегическое предприятие нашего города давало мощнейший толчок к развитию большей части левобережья.
9 февраля вся Россия отмечает День работника гражданской авиации. Он приурочен к 100-летию возникновения воздушного флота нашей страны. В 1923 году Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Документ говорил о появлении воздушного флота, который осуществляет перевозку пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почты и разного рода грузов.
В плане авиации Воронеж всегда был едва ли флагманом всей страны. В нашем городе с 30-х годов действует авиационный завод (ПАО ВАСО). Во времена СССР – это было едва ли не градообразующее предприятие. Предлагаем взглянуть на историю завода.
Свою историю предприятие ведет от 15 марта 1932 года. Именно тогда приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР в числе других первенцев отечественного авиапрома строящийся в Воронеже завод №18 был переведен в самолетостроительный трест. В ту пору создание инновационного предприятия в аграрном регионе с малограмотным населением было немыслимым. Однако в Кремле решили руководствоваться ленинским принципом «Потянув за одно звено, можно вытащить всю цепь». То есть, расчет был на то, что после создания авиазавода в Воронеже появится авиационно-технический вуз, авиационное военное училище и так далее.
Все эти планы в итоге оправдались. Но только в послевоенный период. Во времена же создания авиационного завода в Воронеже стройка велась ударными темпами. Рабочие не жалели сил при создании предприятия. Как итог – завод был построен за 13 месяцев. Правда, это было лишь несколько цехов, которые сейчас покажутся скромными сооружениями. Но все же в ту пору было положено начало одному из главнейших промышленных объектов нашего города.
Строительство завода, нынешняя улица Героев стратосферы
- В сентябре 1934 года состоялся первый испытательный полёт ТБ-3, первого серийного самолета, собранного на Воронежском авиазаводе. Самолет поднял в небо летчик-испытатель М.М. Громов, впоследствии известный советский военачальник, Герой Советского Союза. Тогда же, в 1934-м, было завершено оборудование цехов фюзеляжного, центроплана, окончательной сборки. Главным конструктором завода №18 был назначен К.А. Калинин (1887-1937). Работники завода приняли участие в прокладке трамвайных путей в Сталинском (так в то время назывался Левобережный) районе. Филиал областного аэроклуба при авиазаводе подготовил 50 планеристов и 28 пилотов. Заводской поселок насчитывал 3 тысячи жителей, все дома были электрифицированы, - пишет доктор экономических наук Вадим Галкин.
Первый экземпляр самолёта САМ-5, построен в 1933 году
Уже в 1935 году на Воронежском авиазаводе ввели в строй химическую лабораторию. Также была сдана первая очередь цеха гальванических покрытий и оксидирования. А в 1936 году открылся заводской клуб, была начата сборка экспериментального бесхвостого бомбардировщика К-12 конструкции К.А. Калинина, а также стартовала подготовка производства дальних бомбардировщиков ДБ-3.
Развитие Воронежского авиазавода в 30-е годы прошлого века способствовало бурному развитию большей части левобережья. В Сталинском районе для предприятия прокладывались новые трамвайные пути, открывались новые остановки общественного транспорта, строились жилые дома, создавались социальные объекты (к примеру, в 1938 году распахнула свои двери заводская поликлиника).
Рабочие авиазавода на демонстрации
До начала Великой Отечественной войны на предприятии было построено 11 типов разных самолетов. Это были конструкции Антонова, Ильюшина, Туполева, Ермолаева, Москалева. Рабочие авиазавода были настоящими стахановцами, наполненными энтузиазмом и верой в светлое будущее.
Заводской клуб
Когда 22 июня 1941 года произошло вероломное нападение Гитлера на Советский Союз, то Воронежский авиазавод эвакуировали на станцию Безыменка, что располагается в 20 км от Куйбышева (ныне – Самара). В новом месте трудящиеся предприятия стали оказывать неоценимую помощь фронту. Так, на заводе был выпущен легендарный бомбардировщик Ил-2.
После освобождения Воронежа в 1943 году был подсчитан ущерб, который фашистские бомбардировки нанесли авиазаводу. Тогда сгорели семь цехов и один ангар, а еще три цеха были разрушены снарядами врага. Власти СССР постановили начать восстановление предприятие, попутно переименовав его в завод по ремонту самолетов №64.
- В 1943 году на заводе было отремонтировано 218 самолетов Ил-2; 25 самолетов У-2; 30 самолетов Як-1; 14 самолетов Ла-5; 4 самолета Пе-2; 2 самолета Як-6; 4 самолета Як-9; по одному Ут-2 и Ли-2. К концу года работали цеха: агрегатный, механический, инструментальный, сварочный. В восстановленной школе ФЗУ началась подготовка кадров для завода. В 1945 году расширился станочный парк завода. В цехах установлено оборудование, вывезенное из Германии и стран-сателлитов в счет репараций, - металлорежущие станки, гидравлические прессы «Фриц Мюллер», «Лейк Ири» и других фирм. Трофейным оборудованием был укомплектован механический цех. Восстановлены жилые дома на улице Героев стратосферы. Заводчане восстановили 6,4 км трамвайной линии на левом берегу; на маршрут был пущен трамвай с надписью «Родному Воронежу от коллектива завода №64 в день победы над Японией», - отмечает Вадим Галкин.
Угол Ленинского проспекта и Героев стратосферы в Великую Отечественную войну
После Великой Отечественной войны предприятие начало снова работать ударными темпами. Восстановление его первой очереди завершили в 1948 году, а в 1953-м (год смерти Сталина) полностью восстановили главный корпус завода. Там разместился цех по производству товаров народного потребления.
В тот самый послевоенный период Воронежский авиазавод по-настоящему стал инновационным предприятием своего времени. Там конструировали такие воздушные суда, как Ан-10 «Украина», Ан-Ан-12, Ту-123, сверхзвуковой Ту-144, Ил-86, Ил-96. Предприятие посещали иранский шахиншах Реза Пехлеви и лидер Кубинской революции Фидель Кастро.
Визит Фиделя Кастро в Воронеж
Но тут подоспела новая черная страница истории предприятия – «лихие 90-е». С распадом СССР из-за инфляции в 2500% прекратилось нормальное финансирование Воронежского авиазавода государством. Перевозчики же перестали покупать воздушные суда. Сотрудники предприятия перестали вовремя получать зарплаты. Многие из них уходили на другие заводы или начинали заниматься бизнесом. В 90-е годы ситуация была настольно тяжелой, что на авиазаводе вынужденно изготавливали велосипедные рамы, детские коляски.
- Все премьер-министры и президенты страны, находившиеся у власти с тех пор, побывали на ВАСО и обещали свою помощь на законодательном, финансовом и моральном уровне. Однако серьезных реальных действий было предпринято не так много, причем многие из них запоздали. Были даже предложения перепрофилировать ВАСО, сделав его придатком «Боинга» или «Эйрбаса», который бы изготавливал отдельные узлы (что он сейчас и делает) и осуществлял ремонт существующего самолетного парка, - писал в 2013 году Вадим Галкин.
Сейчас из-за санкционной войны против России у предприятия появился реальный шанс вернуть былую славу. Вот только, как им воспользуются власти – большой вопрос.
Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж