Почему надо вернуть памятники итальянским фашистам, объяснил Иван Мирошниченко
Читайте также:
- Какая покупка в августе может стать смертельной, рассказали в воронежском Роспотребнадзоре (29.08.2023 15:40)
- 27-летний воронежец погиб в зоне проведения СВО (29.08.2023 16:20)
- Воронежским срочникам предложат контракт с Минобороны и 120 тысяч рублей от губернатора (29.08.2023 14:05)
Как стало известно «Блокнот Воронеж», в нашу и Белгородскую область пришли депеши от гендиректора Ассоциации «Военные Мемориалы» Ивана Мирошниченко.
Он попросил найти и восстановить памятники итальянским фашистам, снесённые в двух регионах после начала специальной военной операции.
Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» учреждена в 1991 году как гуманитарная некоммерческая организация, уполномоченная на реализацию межправительственных соглашений о взаимном обеспечении сохранности воинских захоронений. В 2010 году распоряжением правительства РФ Ассоциация была определена единственным исполнителем работ по обеспечению сохранности и содержанию иностранных воинских захоронений на территории России.
Самым известным мемориалом в Воронежской области была «шляпа» в центре Россоши, прозванная «могилой неизвестного фашиста» после того, как итальянцы признались, что тайно подхоронили в памятник кости своего соплеменника, служившего в дивизии «Юлия». Почти 20 лет «шляпе» отдавали почести потомки фашистов из Итальянской Ассоциации.
Но в апреле 2022 года её снесли с постамента и увезли в неизвестном направлении неустановленные граждане. Однако в письме шефа «Военных Мемориалов» фигурируют другие памятники. Это стела на окраине Россоши, у городского кладбища, установленная в 1990 году, как «первая ласточка», запущенная реваншистами в Воронежской области. И стела в селе Филоново (Богучарский район), ставшая последним из снесённых мемориалов фашистам, причём, по нашим данным, по распоряжению местной администрации. Напомним, в июле 2023 года вступило в силу решение Воронежского областного суда о признании геноцидом массовых убийств оккупантами населения Воронежской области в 1942-1943 годах.
В чём причина такой избирательности Ассоциации «Военных Мемориалов»? И почему памятники фашистам надо восстанавливать?
На эти и другие вопросы Иван Мирошниченко ответил журналисту «Блокнота» в рамках нашей постоянной рубрики. Вышел любопытный диалог, нашлось в нём место и для пресловутой «шляпы».
- Иван Леонидович, прокомментируйте ваше обращение к воронежским чиновникам с просьбой вернуть памятники итальянским фашистам.
- Что касается Россоши, там был памятный знак на окраине города, который подпадает под межправительственное соглашение. Установлен на месте захоронения. Также - это уже вне нашей компетенции, но ситуация странная – я про шляпу со звездой, которая в центре города стояла.
- «Могила неизвестного фашиста» её называли в народе, потому что итальянцы подхоронили в неё кости…
- Это не наша история. Дело в том, что в СМИ было написано о том, что центр города, куча камер, а виновные не найдены. Мы попросили власти разобраться. Если бы было признано, что он больше нам не нужен, было некое законное основание, то всё понятно. Что народ решил.
- Народ и решил, но – неформально.
В том-то вся и проблема. Я вам в качестве примера могу привести события из Приморска, где финны установили памятный знак и по решению суда его демонтировали. И это притом, что захоронение под тем памятником было.
- Но в наших случаях захоронений как раз нет. Если не говорить о «шляпе», где оно опять же было произведено незаконно.
- Захоронения могут быть трёх видов. Первый – действующее. Второе – бывшее, но по каким-то причинам утраченное. Условно - завод построили на этом месте. Тогда выбирается некое место и устанавливается памятный знак. И третий – утерянное.
- Так в Воронежской области о каком виде мы говорим?
- Тот, что на окраине Россоши, был установлен в советское время, и информации у нашей организации по нему нет. Наша организация тогда ещё не существовала. По информации из МИДа, он был установлен на кладбище. Нам исследовать почву незачем, если он и так уже был согласован и установлен.
- Но тем не менее вы просите его восстановить, хотя точных данных нет.
Если что-то было сделано в установленном законом порядке, а потом его в нарушение закона убрали, мы как должны, по-вашему, действовать?
- Есть ещё и нравственная сторона вопроса.
- Нравственную сторону к делу не пришьёшь, как бы нам этого не хотелось.
- Можно, например, попросить чиновников придать этому законный вид. Постфактум.
- Это не так работает. Мы что-то натворили, а потом объявляем это законным…
- Пусть по форме снесли неправильно. Но что там делать этим памятникам, особенно сейчас?
- Знаете, на территории Италии находятся 214 памятников-захоронений советским солдатам. По устаревшим данным. Мы их не актуализировали. На территории России итальянских 304 было. Внимание вопрос – если какие-нибудь лица снесут наши памятники, а администрации их узаконят, то что нам делать?
- Понятно, что вы хотите сказать. Но только что вы сами признали, что их наличие не актуализировали. Может, наших памятников уже в Италии и нет.
- Вопрос к Минобороны. Это наша организация не знает, но есть целое управление, у которой в наличии вся информация.
- Каков регламент реакции на ваше обращение?
- Мы писали и в прошлом году. Мы периодически производим уход, когда увидели яму на месте памятника, написали обращение. А теперь обратились повторно, потому что в начале года «Комсомольская правда» написала, что местная администрация уже даже содействует сносу.
Ответ-то в любом случае должен быть в течение 30 дней. А что касается правоохранительных органов, мы также обратились в МВД, у них свои сроки.
- Так, а в прошлом году какая была реакция администрации на ваше обращение?
- Дескать, сведение получены, он там был, снесён незаконно, когда-нибудь восстановим. Это если рассказывать простым русским языком. Суть же такая: мы готовы вернуться к этому вопросу после нормализации российско-итальянских отношений. Вообще, чтобы вам было понятно - мы, как организация, действуем по закону, не примешивая эмоции. Моя же личная позиция - я бы не хотел конкурировать с Польшей в рейтинге на лучшую политическую проститутку. Когда у нас всё было хорошо, мы их поставили. А тут мы поругались и давайте всё снесём.
- Может, из Москвы так видится. Но в Россоши всё хорошо с этими памятниками никогда не было. Всё хорошо с итальянцами было у отдельных чиновников, а протесты были, как только та же «шляпа» появилась. А потом ещё вокруг неё начали маршировать и бить в барабаны, почести отдавать. Не сам факт мемориала раздражал, а то, как это было сделано.
- Вернёмся к примеру с финнами. Народ долго возмущался, потом прокуратура обратилась в суд, и его демонтировали. А началось всё с того, что они на этом памятнике в радости местного населения написали «павшим героям». Это уже героизация фашизма.
Так или иначе, если неправильно что-то поставили, обратитесь в соответствующие органы, получите решение и тогда делайте. Чтобы, когда нам будут задают вопросы итальянцы, мы могли ответить, что всё по закону.
- Уже задавали?
- Задавали, конечно. Из посольства.
Подготовил Виктор Лиходзиевский
Новости на Блoкнoт-Воронеж