Воронеж Суббота, 21 декабря
Общество, 12.02.2021 09:00

Почему по другую сторону барьера от акций Навального - пусто

На минувшей неделе незаконные протесты в стране свернулись – то ли до весны, то ли до указания от зарубпартнёров. 

Алексей Навальный тем временем получил  реальный срок за мошенничество (ещё грозит - за клевету), его жена Юля , которую сватали в вожди оппозиции, улетела в Германию.

Напомним, что в Воронеже в 2020 году прошли две акции сторонников «берлинского пациента» - 23 и 31 января. И самое время спокойно, но придирчиво проанализировать, что это было. Так считает Александр Шкарин - представитель воронежского отделения  Гвардии Захара Прилепина (есть и такая организация в России).

В рамках рубрики «Комментарий недели» Александр Шкарин предложил нелицеприятный аналитический обзор:  

- Сведения о количестве участников беспорядков двадцать третьего января разнятся: «тяжёлые охранительские каналы» сообщают о 4 тысячах в Москве, ссылаясь на пресс-службу МВД, «независимые сми» (всегда ставим кавычки) называют цифру в 40 тысяч, региональные воронежские издания говорят о «сотнях» и «полутора тысячах» горожан. Получается, миллионник-Воронеж выступил гораздо активнее двенадцатимиллионной Москвы. Редактор РИА новости, предупреждая, видимо, обвинения в необъективности, предложил такое объяснение этому внезапному факту: столичная молодёжь, живущая в более агрессивном информационном поле, оказалась критичнее провинциальной, которая не искушена и выступает за любой кипиш, кроме голодовки.

Как непосредственный свидетель не буду даже пытаться оценивать численность протестовавших в Воронеже - потому, что не считаю этот вопрос принципиально важным. Пять сотен, полторы тысячи... 

Правда не в этом. И не это беспокоит. Настораживает другое: никто не вышел против. В столице Черноземья не нашлось даже сотни иной молодёжи с внятной гражданской позицией. Нулевое сопротивление. Не нашлось ни одного чиновника, ни одного молодого депутата, никого из Молодёжного правительства, соответственного департамента и так далее, рискнувшего бы выйти к протестующим. А ведь это была бы бомба! Тот, кто вышел бы перед оцеплением, перед стримерами и телекамерами, представился и сказал: «Давайте поговорим!» - вписал бы своё имя золотыми буквами в новостные ленты чиновничьих фейсбуков, пролетарских вконтактов и школьных тиктоков. И это был бы не просто хайп, это была бы перспектива.

Но сказать было нечего и некому.

Хуже того: чиновники и записные молодёжные лидеры не ответили даже посредством СМИ и соцсетей (или я что-то пропустила? - поправьте). Один написал что-то типа «вышло не более 0.1% от населения города-миллионника, ерунда, в общем», то есть бешеные бюджеты на работу с молодёжью, патриотическое воспитание и всё прочее тратится по плану, туда же и гранты, давайте ещё, мы освоим. Ни «Единая Россия», ни, соответственно, МГЕР, ни РДШ, ни Юнармия и другие, сидящие на бюджете, не породили ни одного человека, который бы... Смотрите выше.

Предполагаю возражения в свой адрес. Мы, мол, добропорядочные обыватели, наше дело дома сидеть и предоставить профессионалам выполнять их работу. Стоп, стоп. Это популярное мнение, но не единственное. Полное единомыслие бывает только на кладбище, в Твиттере и на Фейсбуке, в «Блокноте» же позвольте быть разномыслию.  Речь идёт не о вторжении террористов или беспределе уличных банд, с которыми под силу справиться только вооружённым профессионалам. Речь идёт, на минутку, об активных школьниках и студентах, юных гражданах России. Скорее всего, так называемые протесты поддерживает ваш несовершеннолетний сосед, младший брат или племяшка с розовыми волосами. Девушка вашего сына. Парень вашей дочери. А если не поддерживает - то помалкивает - боится, что засмеют. И вы не смогли объяснить ему ничего. Государство не смогло. Не оказалось никого, кто смог бы. В итоге у нас не оказалось другой неравнодушной молодёжи. Я не призываю молодёжь и уж тем более взрослых выходить на несанкционированные контр-акции. Я просто отмечаю как факт, что у молодёжи нет такого запроса. И вот это настораживает. В 2013 более тысячи воронежцев вышли выразить активный гражданский протест против московского ЛГБТ-десанта. «Парад» не состоялся. Молодежь закидала приезжих пропагандистов однополых отношений мокрыми снежками, прорвав оцепление, разорвала плакаты, втоптала флаг. Это было спонтанное движение масс, все правонарушители были задержаны. Я не берусь давать моральную оценку этому событию, дабы не провоцировать бурные дебаты, а правовая оценка ему уже дана. Напоминаю о нём исключительно как о ярком случае проявления общественного мнения, идущего - о чудо! - вразрез с трендами социальных сетей.


"Навальнята" в Воронеже с флагом Евросоюза

В 2021 году таких феноменов уже не наблюдается. Поэтому в свете событий двадцать третьего января не кажется такой уж глупостью решение АП дать зелёный свет Прилепину с его, казалось бы, провокационными инициативами типа Гвардии. Да-да, Прилепину, который в нулевые и начале десятых тёрся с «этими всеми». А кому ещё поручить такое, варианты есть? Вот-вот. «Сурковская пропаганда», «пригожинские боты» - это всё было и прошло, как туман над Селигером.

Какие ещё выводы должны сделать власти? Вспоминая уроки протестов на Болотной 2011го - всё те же - дать немедленный ответ (вспомните Поклонную). Акции в поддержку Президента. Флешмобы солидарности с правоохранителями. Этот процесс уже пошёл. Но этого недостаточно. Бороться всё равно придётся с причиной, а не с последствиями. Социальные сети должны быть жёстко подчинены российскому законодательству. Если не работает Роскомнадзор - должны найтись другие рычаги. Ситуация, в которой российский ВКонтакте или русский сектор Фейсбука модерируется гражданами Украины, а сидящие на бюджете деятели культуры призывают к правонарушениям, отныне должна пресекаться в корне. ВКонтакте, ТикТок, Ютуб, Фейсбук и иже с ними должны решать эти вопросы, не дожидаясь вопросов со стороны властей, под угрозой немедленного удаления из российского информационного пространства.

Торопитесь успеть.

Виктор Ганик

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Рубрика "Комментарий дня" Воронеж  
3
6