Воронеж Пятница, 04 октября
Общество, сегодня, 14:00

Раз, два, три, контакт: в воронежский ТЮЗ на гастроли приехал спектакль необычного жанра

Полная импровизация

Именно с фразы про призыв контакта начинается каждая мини-история. Это придумано для того, чтобы артисты и зрители получили свой общий энергетический заряд. Связь зала и сцены в театре важна всегда, но в плейбеке – особенно. Ведь это не только искусство, но и своего рода терапия.

Итак, раскрываем секреты. Что за жанр? Как психодрама пробралась на театральную сцену, и как спектакль встретили воронежские подростки.

“Тюз. Контакт” (12+) – спектакль тверского театра, который приехал в гости в столицу Черноземья. Режиссер – Тимур Шарафутдинов. Обменные гастроли Тверского и Воронежского ТЮЗов состоялись при поддержке Министерства культуры РФ в рамках межрегионального направления программы "Большие гастроли", организованного ФБУК "Росконцерт".

Что такое этот ваш плейбек

Это не привычная история супер погружения, когда вы садитесь в мягкое кресло и на несколько часов включаетесь в выдуманную историю. Тут четвертая стена не то что сломана. Ее нет. Забудьте про нее. Зритель – участник либо эмоциональный свидетель.


Жанр плейбек – это когда любой из присутствующих в зале может выйти на сцену и рассказать свою историю. Ведет вечер сам режиссер, он задает тему (в воронежском ТЮЗе говорили про опоздания), помогает рассказчику вспомнить детали, если это требуется, задает наводящие вопросы и т.д.

Затем артисты с помощью разных техник импровизации воплощают рассказ. Это может быть песня, может быть картина, может быть сцена-этюд.

Маленькая деталь – рассказчик должен выбрать, кто из актеров будет играть его.

Жанр – выходец из психодрамы, приема терапии. Это когда проблема клиента решается за счет разыгрывания ее на сцене по определенным техникам.

Женщина, которая остановила поезд

Пожалуй, самое страшное, как зритель отреагирует на предложение “сыграть” в плейбек. Воронежу этот жанр уже знаком, в одном из городских театров его активно практикуют, но все же…

В тот вечер в зале собралось множество подростков и юных студентов (ТЮЗ ведь), которые буквально сражались за право выйти рассказать свои историю. Нет, в начале, конечно, стеснение было, но после первых этюдов в зрительном зале вырос “лес рук”.



Выходили взрослые – одна дама-педагог поделилась почти сюжетом боевика, как отправилась с учениками в Москву, но за поездом на вокзале пришлось бежать из-за коварства веток метро. В итоге один мальчик не успевал, и героиня встала в дверях вагона и не давала составу тронуться.

На плейбек откликнулись целые семьи. Мама поделилась своей грустью, как отправилась в Питер на оперу в Мариинском театре, но перепутала дату. В итоге попала в пустое фойе, где очаровательная питерская старушка также очаровательно сказала, что пели вчера.

В итоге разбитое сердце воронежанки спасли гуляющие по Питеру финны, которые взяли ее в свою компанию, заметив грусть.

А вот юный сын героини поделился, как ему пришлось ждать урок, который отменили (но про это знала только мама). Ожидание скрасил одноклассник, в итоге это время превратилось в классный досуг, а про занятие все забыли.

Как это на сцене

Главный вопрос, который возникает в голове, а как же это воплощается? Очень по-разному. Вплоть до того, что артисты могут не только играть конкретных героев истории, но предметы рассказа или даже его философские проявления.



В истории, как школьники прогуляли математику, жаря сосиски за котельной рядом, один из артистов воплотил на сцене кусочек уходящего детства. Ведь именно про это ощущение ранее рассказал сам школьник.

Это сценическое решение, актерская идея, рождается внутри исполнителя прямо на сцене. Самое важное – понять суть истории, словиться с партнерам, предложить именно то, что будет интересно зрителю, и что смогут подхватить твои коллеги-артисты.

Но есть на сцене предметы помощники – вешалка, плащ и т.д. Этим реквизитом артисты могут пользоваться для воссоздания истории и дополнения образа, когда это необходимо.

А это не вредно?

Плейбек – жанр необычный, который работает напрямую с внутренними чувствами и жизненными историями людей. “Блокнот Воронеж” решил узнать мнение психолога, есть ли риски при походе на такой спектакль и про что стоит помнить, если вы хотите стать участником.

На эту тему мы говорили с практикующим психологом Александрой Лапиной.



– По сути весь театр – это и ест большая психодрама. Представление в любом случае направлено на то, чтобы зритель осознал свои чувства. В театре человек получает жизненный опыт безопасным способом через то, что видит на сцене. На счет прямого вовлечение зрителя в историю есть две точки зрения.

Во-первых, показ актерами проблемы со стороны может быть полезен. Как минимум, это погружение чужих людей в твою проблему. Это как групповая терапия, когда человек чувствует поддержку. С другой стороны, актеры не могут оценить изначальное состояние человека и понять, насколько глубоко его задевает история внутри. Есть риск, что артисты не справятся со своими эмоциями, потому что у них тоже есть свое отношение к проблеме. Если где-то эмоции выйдут из-под контроля, тогда да, это может потенциально навредить.

Я рекомендую, если есть возможность, взять психолога в театральную команду. А зрителям – оценить эмоциональный риск, если вы хотите выйти на сцену. Необходимо понимать, то, что вы увидите, может быть для вас неожиданно. А если вдруг зритель после чувствует себя плохо, лучше обратиться к специалисту, – рассказывает Александра Лапина.



Екатерина Кочетова

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
1