Редчайшее художественное производство пережило «лихие 90-е» под Воронежем
Фото Евг. Бельянинова
Читайте также:
- «Парк превращается в помойку», - воронежцы об увядшем «Танаис» (04.10.2020 07:05)
- Борьбе врачей с коронавирусом посвятили граффити в Воронеже (02.10.2020 13:53)
- Гигантский ключ промышленника Столля вновь начал работать в Воронеже (28.09.2020 12:42)
Вместе с тем, это предприятие 28 лет назад испытывало трудности с обеспечением некоторыми ресурсами.
14 октября 1992 года воронежская газета «Утро» выпускала репортаж о Рамонской фабрике художественной керамики. В то время это было очень уникальным для России производством. В частности, на фабрике работали с майоликой. Так называют изделия из цветной обожженной глины с пористым черепком, покрытые глазурью. Первый раз майолику нашли в XV веке на средиземноморском острове Мальорка. С то времени и начался особый вид гончарного искусства, который продолжила Рамонская фабрика художественной керамики в Воронежской области.
Сотрудница предприятия Ольга Паукова рассказывала журналисту газеты «Утро» Андрею Лазареву, что само производство в нашем регионе начало свою жизнь в 1943 году. Тогда, как известно, шла Великая Отечественная война. На производстве по заказу изготавливали носки и рукавицы для фронта. Когда наступила Победа советского народа, промышленный комбинат занялся обжигом кирпича, обработкой торфа, пошивом постельного белья.
Но вот, в 1965 году на производство пришли художники Суварковы. С их помощью фабрика стала выпускать декоративную керамику. Поскольку производство относилось у художественному профилю, то у него были льготы по части обеспечения сырьем. Работники предприятия из Рамони ездили в Воронежский краеведческий музей, где смотрели на расшитые крестьянские юбки прошлых веков. В древние времена по узору на одежде сельчанки можно было узнать, богатая она или бедная. Когда же сотрудники фабрики видели в краеведческом музее рисунки, то они затем переносились на керамику. Кроме того, продукция обжигалась в электропечах в Рамони. Такая процедура проходила также в селе Карачун. Но там был другой способ обжига – в горне при помощи дров.
- Есть ли трудности в обеспечении сырьем? – спросил у Ольги Пауковой журналист.
- Конечно, у нас большие трудности с красками. Ее мы диким путем достаем с Воронежского и Дулевского заводов, договоримся, съездим, урвем, - отвечала художница Рамонской фабрики керамики.
Получали в те годы на предприятии зарплату от 1,5 тыс рублей до 10 тыс рублей. На промышленной площадке выпускалось 64 вида продукции. Это были вазы, сервизы, чайные и кофейные наборы. На фабрике не были сторонниками большого повышения цен на свою продукцию. Там верили в лучшие времена.
Надо сказать, что в 1993 году Рамонская фабрика художественной керамики стала закрытым акционерным обществом. Там стали не только изготавливать товары методом конвейера, но еще и работать по индивидуальным заказам. Работает предприятие и в наши дни. А это, заметим, большая редкость в России, когда производство смогло выжить в турбулентности «лихих 90-х».
Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж