Общество,
22.07.2020 15:20
Русский Илон Маск: как воронежец построил успешный бизнес на любви к будущему и высоким технологиям
Читайте также:
- Более 30 ласточек спасли от страшной гибели в Воронежской области (22.07.2020 13:43)
- Защитники памятников боятся вопросов воронежцев, - Ольга Рудева (22.07.2020 13:20)
- Топ-5 необычных вакансий лета 2020 года в Воронеже (22.07.2020 12:23)
Все началось с мечты.
Житель Воронежа Константин Мелкумов уже больше пяти лет профессионально занимается созданием беспилотных летательных аппаратов в компании «Робоавиа». В этой сфере их называют сокращенно — БЛА.
«Блокнот Воронеж» пообщался с Константином о том, какое будущее ждет беспилотники и как они повлияют на нашу жизнь в ближайшие пару десятков лет.
– С чего началось увлечение беспилотниками? Мечтали о полетах в детстве?
– А кто из нас не мечтал? Я думаю, все хотя бы раз представляли себя на месте летчика или космонавта, смотрели в небо и грезили облаками. В XX веке термин «беспилотник» перекочевал из какой-то сугубо специализированной научно-технической литературы в СМИ, на экраны ТВ, кинотеатров и в другие медиа. Правда, казалось, что это нечто недостижимое и далекое от нашей жизни, от простых людей. Что-то, что свойственно будущему, но точно не нашему времени.
Мне захотелось это будущее приблизить и доказать, что оно, по сути, уже наступило, а надо лишь проявить смелость и стать его частью.
– Когда все это превратилось из увлечения в профессиональную деятельность?
– Я хотел развиваться в сфере высоких технологий и познакомился с людьми, которые вынашивали в голове идею стартапа с беспилотниками. Заинтересовался и начал изучать, что происходит в мире в данном направлении.
Это был 2014 год – время большого скачка технологий, применяемых в БЛА. Буквально каждый день появлялась информация, что очередная крупная компания приступила к разработке автомобиля без водителя или беспилотного доставщика грузов по воздуху. Сфера бурлила. Казалось, что применение беспилотников не имеет границ.
Мы провели анализ вместе с рядом экспертов. Стало понятно, что даже существующие технологии не способны ответить всем стереотипам людей в рамках общего представления о БЛА. Благодаря фантастическим фильмам сложилось впечатление, что беспилотник – это некий аппарат, который летает в тысячах километров от пункта управления на огромной высоте, а операторы сидят в белых уютных комнатах, пьют кофе и могут с высоты заглянуть любому в карман, считать данные с карты, телефона и прочее. Это не совсем верное представление, сильно приукрашенное.
Естественно, в разрезе бизнеса оно не укладывалось в голове. Поэтому мы сконцентрировались на поиске и анализе гражданских сфер применения БЛА. Основной акцент сделали на применении в сфере геодезических изысканий, картографии, мониторинга нефте- и газопровода, а также в сельском хозяйстве или, как это принято сегодня говорить, в сфере точного земледелия.
Всем стало понятно, что заменить «большую» авиацию на этих направлениях вполне реально. На тот момент в России уже действовали несколько предприятий, активно занимавшиеся развитием таких рынков, но даже с учетом развития они не могли бы покрыть и 5% растущего спроса. Это означало, что рынок пуст и требует развития. Этот вывод и лег в основу решения о создании предприятия по разработке, производству и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
– Сложно было запустить производство?
– Производство всегда было сложным делом. Я знал, что будет непросто, но реально понимаешь все сложности, когда сталкиваешься с ними. Ведь запуск - это уже конечный этап. Сначала требовалось подобрать высококвалифицированный персонал, организовать работы по разработке перспективного продукта, далее изготовить опытные образцы и провести огромный цикл испытаний и доработок. Затем, конечно же, и организовать само производство, которое обеспечило бы высокие стандарты качества продукции. Сегодня наши БЛА летают по всем правилам «большой» авиации, и к ним применяются такие же требования, как и к другим воздушным судам.
– Эту сферу можно назвать высокотехнологичной? Если да, то почему?
– Конечно она высокотехнологичная. Технологии, которые применяются при разработке и производстве, мало чем отличаются от технологий аэрокосмической сферы. Необходимо выдержать высокую прочность конструкции при минимальном весе аппарата, обеспечить его бесперебойную работу и реализацию функций, при этом учесть аэродинамические и эксплуатационные особенности. Такие задачи под силу только высококвалифицированным специалистам.
В нашем штате есть авиационные инженеры-конструкторы, материаловеды, технологи, программисты микроэлектронщики, радиоинженеры и другие специалисты. На этапах разработки много внимания уделяем аэродинамике и конструкции, создаем собственное программное обеспечение, разрабатываем электронику. В последнее время изучаем нейротехнологии и машинное зрение, обрабатываем и анализируем большие объемы данных.
На этапах производства большинство процессов выполняется на оборудовании с числовым программным управлением, выполняются сложные высокоточные технологические процессы настройки и калибровки. Без сомнения, это все относится к области высоких технологий.
– Компания называется «Робоавиа». Значит ли это, что часть функций в полетах выполняет робот?
– Да. Именно это понятие мы и постарались вложить в название компании. По сути, беспилотный летательный аппарат ничем не отличается от «настоящего» самолета, но рулят в нем автопилот и сложная электронная система с набором датчиков и множеством исполнительных механизмов. Это и есть робот.
– Как устроено производство?
– Наше предприятие поделено на несколько отделов:
Первый – это разработка или конструкторское бюро. Это основа основ. Мы непрерывно занимаемся созданием новых типов БЛА, а также расширением функций и улучшением характеристик уже выпускаемой продукции. Иногда разработчики выполняют особые задачи по дополнительному оснащению имеющихся аппаратов под специфические задачи, которые не выходят в серийное производство.
Второй отдел – опытное производство. Здесь мы занимаемся отладкой технологических процессов после завершения разработки, а также внедрением в серийное производство. В том числе отдел изучает потребительские свойства продукции, осуществляет функции обратной связи, чтобы мы могли быть уверенными, что наша продукция отвечает требованиям рынка.
Третий отдел – серийное производство комплексов с БЛА. Здесь выполняют работы по тиражированию технологий, изо дня в день повторяя множество циклов отлаженных технологических операций. В итоге продукция идет к заказчикам или на склад.
Четвертый отдел – летный. Его сотрудники занимаются авиационными работами на наших БЛА по контракту, а также, например, обучают пилотов-операторов заказчика, который приобрел у нас один из беспилотников.
Конечно же существуют в структуре и административный персонал, и снабженцы, и прочие важные люди. Без этого никак.
– Вы не только производите БЛА, но и оказываете услуги?
– Бизнес-процессы выглядят следующим образом: заказчик обращается к нам с определенной задачей, мы помогаем ему выбрать между покупкой комплекса с БЛА и услугой по выполнению полетов. Если заказчику выгодна покупка беспилотника, и он планирует выполнять работы на постоянной основе, мы оцениваем его портфель заказов и технические требования к работам, подбираем экономически обоснованную для его задач комплектацию и прочее оборудование, выполняем сборку, оснащение и настройку комплекса. После этого заказчик отправляет к нам на обучение нескольких своих сотрудников, которых мы учим теории и практике. В итоге они получают сертификаты государственного образца о дополнительном образовании по специальности «Пилот-оператор беспилотным воздушным судном».
Если заказчик выбирает выполнение контрактного полета, то мы сами проводим все авиационные и камеральные работы, а после отдаем ему готовый результат.
– Где сегодня можно применять беспилотные летательные аппараты?
– Да практически в любой сфере, где есть экономическая обоснованность. Назову главные.
Основное направление сегодня для БЛА – это картография, геодезия и кадастр. Это эффективно и быстро. В будущем в каждой геодезической фирме будет свой парк беспилотников, как сегодня эти фирмы в обязательном порядке имеют геодезическое оборудование. Также можно выделить сельское хозяйство. Это направление только начинает развиваться в нашей стране, но, к примеру, в Канаде почти у всех средних и крупных агропредприятий есть комплексы с БЛА. Этот рынок нужно развивать и внедрять беспилотные технологии, но сдерживающим фактором в России является слишком малое количество агрономов, способных систематизировать и использовать полученные с воздуха данные. Нужен качественный скачок на уровне профессионального агроменеджмента.
Нефтегазовый сектор – с целью мониторинга и контроля магистральных трубопроводов. БЛА под силу доставка грузов, медикаментов в труднодоступные районы, даже доставка пиццы по городу.
Сюда же можно добавить экологический мониторинг, сбор погодных данных для прогнозирования, поиск потерявшихся людей, транспорта в горах, лесах и на воде.
Беспилотники хорошо помогают при мониторинге ЧС, будь то пожары или наводнения. При помощи них можно найти очаг возгорания, спрогнозировать зоны подтопления через трехмерные модели местности с виртуальным повышением уровня воды.
БЛА могут проводить и строительный контроль. Можно легко сравнить, например, фактическое строительство автомагистрали с изначальным проектом.
Не стоит забывать и про военный сектор. Это слежение за государственными границами и особо охраняемыми территориями, сопровождение колонн, разведка, наведение и корректировка огня, доставка спецгрузов и широкий спектр тактического применения.
– Как думаете, сфера беспилотников уже достигла пика своего развития? Или нас чем-то могут удивить в ближайшие десятилетия?
– По всем макроэкономическим показателям сфера беспилотников находится на стадии внедрения в гражданский сектор. Этот этап можно отнести к начальной стадии. Прогнозируемый пик развития указывает на 2040-2050 годы. Я не сомневаюсь, что в ближайшие 5-10 лет профессиональным комплексом с БЛА для геодезии никого особо не удивишь, а через 15-20 лет беспилотное аэротакси будет нормой в крупных городах. В некоторых странах уже можно заказать доставку пиццы при помощи беспилотника. Это значит, что самое интересное еще впереди.
Житель Воронежа Константин Мелкумов уже больше пяти лет профессионально занимается созданием беспилотных летательных аппаратов в компании «Робоавиа». В этой сфере их называют сокращенно — БЛА.
«Блокнот Воронеж» пообщался с Константином о том, какое будущее ждет беспилотники и как они повлияют на нашу жизнь в ближайшие пару десятков лет.
– С чего началось увлечение беспилотниками? Мечтали о полетах в детстве?
– А кто из нас не мечтал? Я думаю, все хотя бы раз представляли себя на месте летчика или космонавта, смотрели в небо и грезили облаками. В XX веке термин «беспилотник» перекочевал из какой-то сугубо специализированной научно-технической литературы в СМИ, на экраны ТВ, кинотеатров и в другие медиа. Правда, казалось, что это нечто недостижимое и далекое от нашей жизни, от простых людей. Что-то, что свойственно будущему, но точно не нашему времени.
Мне захотелось это будущее приблизить и доказать, что оно, по сути, уже наступило, а надо лишь проявить смелость и стать его частью.
– Когда все это превратилось из увлечения в профессиональную деятельность?
– Я хотел развиваться в сфере высоких технологий и познакомился с людьми, которые вынашивали в голове идею стартапа с беспилотниками. Заинтересовался и начал изучать, что происходит в мире в данном направлении.
Это был 2014 год – время большого скачка технологий, применяемых в БЛА. Буквально каждый день появлялась информация, что очередная крупная компания приступила к разработке автомобиля без водителя или беспилотного доставщика грузов по воздуху. Сфера бурлила. Казалось, что применение беспилотников не имеет границ.
Мы провели анализ вместе с рядом экспертов. Стало понятно, что даже существующие технологии не способны ответить всем стереотипам людей в рамках общего представления о БЛА. Благодаря фантастическим фильмам сложилось впечатление, что беспилотник – это некий аппарат, который летает в тысячах километров от пункта управления на огромной высоте, а операторы сидят в белых уютных комнатах, пьют кофе и могут с высоты заглянуть любому в карман, считать данные с карты, телефона и прочее. Это не совсем верное представление, сильно приукрашенное.
Естественно, в разрезе бизнеса оно не укладывалось в голове. Поэтому мы сконцентрировались на поиске и анализе гражданских сфер применения БЛА. Основной акцент сделали на применении в сфере геодезических изысканий, картографии, мониторинга нефте- и газопровода, а также в сельском хозяйстве или, как это принято сегодня говорить, в сфере точного земледелия.
Всем стало понятно, что заменить «большую» авиацию на этих направлениях вполне реально. На тот момент в России уже действовали несколько предприятий, активно занимавшиеся развитием таких рынков, но даже с учетом развития они не могли бы покрыть и 5% растущего спроса. Это означало, что рынок пуст и требует развития. Этот вывод и лег в основу решения о создании предприятия по разработке, производству и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
– Сложно было запустить производство?
– Производство всегда было сложным делом. Я знал, что будет непросто, но реально понимаешь все сложности, когда сталкиваешься с ними. Ведь запуск - это уже конечный этап. Сначала требовалось подобрать высококвалифицированный персонал, организовать работы по разработке перспективного продукта, далее изготовить опытные образцы и провести огромный цикл испытаний и доработок. Затем, конечно же, и организовать само производство, которое обеспечило бы высокие стандарты качества продукции. Сегодня наши БЛА летают по всем правилам «большой» авиации, и к ним применяются такие же требования, как и к другим воздушным судам.
– Эту сферу можно назвать высокотехнологичной? Если да, то почему?
– Конечно она высокотехнологичная. Технологии, которые применяются при разработке и производстве, мало чем отличаются от технологий аэрокосмической сферы. Необходимо выдержать высокую прочность конструкции при минимальном весе аппарата, обеспечить его бесперебойную работу и реализацию функций, при этом учесть аэродинамические и эксплуатационные особенности. Такие задачи под силу только высококвалифицированным специалистам.
В нашем штате есть авиационные инженеры-конструкторы, материаловеды, технологи, программисты микроэлектронщики, радиоинженеры и другие специалисты. На этапах разработки много внимания уделяем аэродинамике и конструкции, создаем собственное программное обеспечение, разрабатываем электронику. В последнее время изучаем нейротехнологии и машинное зрение, обрабатываем и анализируем большие объемы данных.
На этапах производства большинство процессов выполняется на оборудовании с числовым программным управлением, выполняются сложные высокоточные технологические процессы настройки и калибровки. Без сомнения, это все относится к области высоких технологий.
– Компания называется «Робоавиа». Значит ли это, что часть функций в полетах выполняет робот?
– Да. Именно это понятие мы и постарались вложить в название компании. По сути, беспилотный летательный аппарат ничем не отличается от «настоящего» самолета, но рулят в нем автопилот и сложная электронная система с набором датчиков и множеством исполнительных механизмов. Это и есть робот.
– Как устроено производство?
– Наше предприятие поделено на несколько отделов:
Первый – это разработка или конструкторское бюро. Это основа основ. Мы непрерывно занимаемся созданием новых типов БЛА, а также расширением функций и улучшением характеристик уже выпускаемой продукции. Иногда разработчики выполняют особые задачи по дополнительному оснащению имеющихся аппаратов под специфические задачи, которые не выходят в серийное производство.
Второй отдел – опытное производство. Здесь мы занимаемся отладкой технологических процессов после завершения разработки, а также внедрением в серийное производство. В том числе отдел изучает потребительские свойства продукции, осуществляет функции обратной связи, чтобы мы могли быть уверенными, что наша продукция отвечает требованиям рынка.
Третий отдел – серийное производство комплексов с БЛА. Здесь выполняют работы по тиражированию технологий, изо дня в день повторяя множество циклов отлаженных технологических операций. В итоге продукция идет к заказчикам или на склад.
Четвертый отдел – летный. Его сотрудники занимаются авиационными работами на наших БЛА по контракту, а также, например, обучают пилотов-операторов заказчика, который приобрел у нас один из беспилотников.
Конечно же существуют в структуре и административный персонал, и снабженцы, и прочие важные люди. Без этого никак.
– Вы не только производите БЛА, но и оказываете услуги?
– Бизнес-процессы выглядят следующим образом: заказчик обращается к нам с определенной задачей, мы помогаем ему выбрать между покупкой комплекса с БЛА и услугой по выполнению полетов. Если заказчику выгодна покупка беспилотника, и он планирует выполнять работы на постоянной основе, мы оцениваем его портфель заказов и технические требования к работам, подбираем экономически обоснованную для его задач комплектацию и прочее оборудование, выполняем сборку, оснащение и настройку комплекса. После этого заказчик отправляет к нам на обучение нескольких своих сотрудников, которых мы учим теории и практике. В итоге они получают сертификаты государственного образца о дополнительном образовании по специальности «Пилот-оператор беспилотным воздушным судном».
Если заказчик выбирает выполнение контрактного полета, то мы сами проводим все авиационные и камеральные работы, а после отдаем ему готовый результат.
– Где сегодня можно применять беспилотные летательные аппараты?
– Да практически в любой сфере, где есть экономическая обоснованность. Назову главные.
Основное направление сегодня для БЛА – это картография, геодезия и кадастр. Это эффективно и быстро. В будущем в каждой геодезической фирме будет свой парк беспилотников, как сегодня эти фирмы в обязательном порядке имеют геодезическое оборудование. Также можно выделить сельское хозяйство. Это направление только начинает развиваться в нашей стране, но, к примеру, в Канаде почти у всех средних и крупных агропредприятий есть комплексы с БЛА. Этот рынок нужно развивать и внедрять беспилотные технологии, но сдерживающим фактором в России является слишком малое количество агрономов, способных систематизировать и использовать полученные с воздуха данные. Нужен качественный скачок на уровне профессионального агроменеджмента.
Нефтегазовый сектор – с целью мониторинга и контроля магистральных трубопроводов. БЛА под силу доставка грузов, медикаментов в труднодоступные районы, даже доставка пиццы по городу.
Сюда же можно добавить экологический мониторинг, сбор погодных данных для прогнозирования, поиск потерявшихся людей, транспорта в горах, лесах и на воде.
Беспилотники хорошо помогают при мониторинге ЧС, будь то пожары или наводнения. При помощи них можно найти очаг возгорания, спрогнозировать зоны подтопления через трехмерные модели местности с виртуальным повышением уровня воды.
БЛА могут проводить и строительный контроль. Можно легко сравнить, например, фактическое строительство автомагистрали с изначальным проектом.
Не стоит забывать и про военный сектор. Это слежение за государственными границами и особо охраняемыми территориями, сопровождение колонн, разведка, наведение и корректировка огня, доставка спецгрузов и широкий спектр тактического применения.
– Как думаете, сфера беспилотников уже достигла пика своего развития? Или нас чем-то могут удивить в ближайшие десятилетия?
– По всем макроэкономическим показателям сфера беспилотников находится на стадии внедрения в гражданский сектор. Этот этап можно отнести к начальной стадии. Прогнозируемый пик развития указывает на 2040-2050 годы. Я не сомневаюсь, что в ближайшие 5-10 лет профессиональным комплексом с БЛА для геодезии никого особо не удивишь, а через 15-20 лет беспилотное аэротакси будет нормой в крупных городах. В некоторых странах уже можно заказать доставку пиццы при помощи беспилотника. Это значит, что самое интересное еще впереди.
Владимир Смехнов
Новости на Блoкнoт-Воронеж