Воронеж Среда, 24 апреля
Общество, 22.07.2020 15:20

Русский Илон Маск: как воронежец построил успешный бизнес на любви к будущему и высоким технологиям

Все началось с мечты.

Житель Воронежа Константин Мелкумов уже больше пяти лет профессионально занимается созданием беспилотных летательных аппаратов в компании «Робоавиа». В этой сфере их называют сокращенно — БЛА. 

«Блокнот Воронеж» пообщался с Константином о том, какое будущее ждет беспилотники и как они повлияют на нашу жизнь в ближайшие пару десятков лет.

– С чего началось увлечение беспилотниками? Мечтали о полетах в детстве?

– А кто из нас не мечтал? Я думаю, все хотя бы раз представляли себя на месте летчика или космонавта, смотрели в небо и грезили облаками. В XX веке термин «беспилотник» перекочевал из какой-то сугубо специализированной научно-технической литературы в СМИ, на экраны ТВ, кинотеатров и в другие медиа. Правда, казалось, что это нечто недостижимое и далекое от нашей жизни, от простых людей. Что-то, что свойственно будущему, но точно не нашему времени.

Мне захотелось это будущее приблизить и доказать, что оно, по сути, уже наступило, а надо лишь проявить смелость и стать его частью.



– Когда все это превратилось из увлечения в профессиональную деятельность?

– Я хотел развиваться в сфере высоких технологий и познакомился с людьми, которые вынашивали в голове идею стартапа с беспилотниками.  Заинтересовался и начал изучать, что происходит в мире в данном направлении.

Это был 2014 год – время большого скачка технологий, применяемых в БЛА. Буквально каждый день появлялась информация, что очередная крупная компания приступила к разработке автомобиля без водителя или беспилотного доставщика грузов по воздуху. Сфера бурлила. Казалось, что применение беспилотников не имеет границ.

Мы провели анализ вместе с рядом экспертов. Стало понятно, что даже существующие технологии не способны ответить всем стереотипам людей в рамках общего представления о БЛА. Благодаря фантастическим фильмам сложилось впечатление, что беспилотник – это некий аппарат, который летает в тысячах километров от пункта управления на огромной высоте, а операторы сидят в белых уютных комнатах, пьют кофе и могут с высоты заглянуть любому в карман, считать данные с карты, телефона и прочее. Это не совсем верное представление, сильно приукрашенное. 

Естественно, в разрезе бизнеса оно не укладывалось в голове. Поэтому мы сконцентрировались на поиске и анализе гражданских сфер применения БЛА. Основной акцент сделали на применении в сфере геодезических изысканий, картографии, мониторинга нефте- и газопровода, а также в сельском хозяйстве или, как это принято сегодня говорить, в сфере точного земледелия. 

Всем стало понятно, что заменить «большую» авиацию на этих направлениях вполне реально. На тот момент в России уже действовали несколько предприятий, активно занимавшиеся развитием таких рынков, но даже с учетом развития они не могли бы покрыть и 5% растущего спроса. Это означало, что рынок пуст и требует развития. Этот вывод и лег в основу решения о создании предприятия по разработке, производству и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.



– Сложно было запустить производство?

– Производство всегда было сложным делом. Я знал, что будет непросто, но реально понимаешь все сложности, когда сталкиваешься с ними. Ведь запуск  - это уже конечный этап. Сначала требовалось подобрать высококвалифицированный персонал, организовать работы по разработке перспективного продукта, далее изготовить опытные образцы и провести огромный цикл испытаний и доработок. Затем, конечно же, и организовать само производство, которое обеспечило бы высокие стандарты качества продукции. Сегодня наши БЛА летают по всем правилам «большой» авиации, и к ним применяются такие же требования, как и к другим воздушным судам.


– Эту сферу можно назвать высокотехнологичной? Если да, то почему?

– Конечно она высокотехнологичная. Технологии, которые применяются при разработке и производстве, мало чем отличаются от технологий аэрокосмической сферы. Необходимо выдержать высокую прочность конструкции при минимальном весе аппарата, обеспечить его бесперебойную работу и реализацию функций, при этом учесть аэродинамические и эксплуатационные особенности. Такие задачи под силу только высококвалифицированным специалистам.

В нашем штате есть авиационные инженеры-конструкторы, материаловеды, технологи, программисты микроэлектронщики, радиоинженеры и другие специалисты. На этапах разработки много внимания уделяем аэродинамике и конструкции, создаем собственное программное обеспечение, разрабатываем электронику. В последнее время изучаем нейротехнологии и машинное зрение, обрабатываем и анализируем большие объемы данных. 

На этапах производства большинство процессов выполняется на оборудовании с числовым программным управлением, выполняются сложные высокоточные технологические процессы настройки и калибровки. Без сомнения, это все относится к области высоких технологий. 



– Компания называется «Робоавиа». Значит ли это, что часть функций в полетах выполняет робот?

– Да. Именно это понятие мы и постарались вложить в название компании. По сути, беспилотный летательный аппарат ничем не отличается от «настоящего» самолета, но рулят в нем автопилот и сложная электронная система с набором датчиков и множеством исполнительных механизмов. Это и есть робот.

– Как устроено производство?
 
– Наше предприятие поделено на несколько отделов:

Первый  – это разработка или конструкторское бюро. Это основа основ. Мы непрерывно занимаемся созданием новых типов БЛА, а также расширением функций и улучшением характеристик уже выпускаемой продукции. Иногда разработчики выполняют особые задачи по дополнительному оснащению имеющихся аппаратов под специфические задачи, которые не выходят в серийное производство.

Второй отдел – опытное производство. Здесь мы занимаемся отладкой технологических процессов после завершения разработки, а также внедрением в серийное производство. В том числе отдел изучает потребительские свойства продукции, осуществляет функции обратной связи, чтобы мы могли быть уверенными, что наша продукция отвечает требованиям рынка.

Третий отдел – серийное производство комплексов с БЛА. Здесь выполняют работы по тиражированию технологий, изо дня в день повторяя множество циклов отлаженных технологических операций. В итоге продукция идет к заказчикам или на склад.

Четвертый отдел – летный. Его сотрудники занимаются авиационными работами на наших БЛА по контракту, а также, например, обучают пилотов-операторов заказчика, который приобрел у нас один из беспилотников.

Конечно же существуют в структуре и административный персонал, и снабженцы, и прочие важные люди. Без этого никак.



– Вы не только производите БЛА, но и оказываете услуги?

– Бизнес-процессы выглядят следующим образом: заказчик обращается к нам с определенной задачей, мы помогаем ему выбрать между покупкой комплекса с БЛА и услугой по выполнению полетов. Если заказчику выгодна покупка беспилотника, и он планирует выполнять работы на постоянной основе, мы оцениваем его портфель заказов и технические требования к работам, подбираем экономически обоснованную для его задач комплектацию и прочее оборудование, выполняем сборку, оснащение и настройку комплекса. После этого заказчик отправляет к нам на обучение нескольких своих сотрудников, которых мы учим теории и практике. В итоге они получают сертификаты государственного образца о дополнительном образовании по специальности «Пилот-оператор беспилотным воздушным судном». 

Если заказчик выбирает выполнение контрактного полета, то мы сами проводим все авиационные и камеральные работы, а после отдаем ему готовый результат.



– Где сегодня можно применять беспилотные летательные аппараты?

– Да практически в любой сфере, где есть экономическая обоснованность. Назову главные.

Основное направление сегодня для БЛА – это картография, геодезия и кадастр. Это эффективно и быстро. В будущем в каждой геодезической фирме будет свой парк беспилотников, как сегодня эти фирмы в обязательном порядке имеют геодезическое оборудование. Также можно выделить сельское хозяйство. Это направление только начинает развиваться в нашей стране, но, к примеру, в Канаде почти у всех средних и крупных агропредприятий есть комплексы с БЛА. Этот рынок нужно развивать и внедрять беспилотные технологии, но сдерживающим фактором в России является слишком малое количество агрономов, способных систематизировать и использовать полученные с воздуха данные. Нужен качественный скачок на уровне профессионального агроменеджмента.

Нефтегазовый сектор – с целью мониторинга и контроля магистральных трубопроводов. БЛА под силу доставка грузов, медикаментов в труднодоступные районы, даже доставка пиццы по городу.

Сюда же можно добавить экологический мониторинг, сбор погодных данных для прогнозирования, поиск потерявшихся людей, транспорта в горах, лесах и на воде.

Беспилотники хорошо помогают при мониторинге ЧС, будь то пожары или наводнения. При помощи них можно найти очаг возгорания, спрогнозировать зоны подтопления через трехмерные модели местности с виртуальным повышением уровня воды. 

БЛА могут проводить и строительный контроль. Можно легко сравнить, например, фактическое строительство автомагистрали с изначальным проектом.

Не стоит забывать и про военный сектор. Это слежение за государственными границами и особо охраняемыми территориями, сопровождение колонн, разведка, наведение и корректировка огня, доставка спецгрузов и широкий спектр тактического применения.


– Как думаете, сфера беспилотников уже достигла пика своего развития? Или нас чем-то могут удивить в ближайшие десятилетия?

– По всем макроэкономическим показателям сфера беспилотников находится на стадии внедрения в гражданский сектор. Этот этап можно отнести к начальной стадии. Прогнозируемый пик развития указывает на 2040-2050 годы. Я не сомневаюсь, что в ближайшие 5-10 лет профессиональным комплексом с БЛА для геодезии никого особо не удивишь, а через 15-20 лет беспилотное аэротакси будет нормой в крупных городах. В некоторых странах уже можно заказать доставку пиццы при помощи беспилотника.  Это значит, что самое интересное еще впереди.


Владимир Смехнов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Лица нашего города  
5
1