Воронеж Четверг, 07 ноября
Общество, 07.10.2020 12:03

Сыгравший на льду Байкала воронежский скрипач рассказал о своем необычном пути в музыку

Он всю жизнь занимается творчеством. 

Вряд ли многие современные музыканты столицы Черноземья могут похвастаться удивительными выступлениями на природе. Выезжал ли кто-то в горы, чтобы соединить невероятную красоту окружающего мира и силу музыки? Есть ли те, кто смог продемонстрировать ее величие на самом глубоком озере планеты – Байкале? Один точно есть - скрипач Александр Саввин.

- Сейчас вы один из самых узнаваемых музыкантов Воронежа. Откуда в вас столько любви к музыке? И почему играете именно на скрипке? Владеете ли другими музыкальными инструментами?

- Откуда столько любви - не знаю, как и о других "любовях", она просто есть и ее чувствовать естественно и приятно. Про скрипку - забавная история... Мама меня еще совсем пупсом повела "пробоваться" в музыкальную школу. Поскольку она чаще всего старается все продумывать заранее, то посчитала, что правильным будет отдать меня обучаться игре на баяне. Во-первых, дома есть этот инструмент. Во-вторых, когда-то на нем играла сама. Когда я оказался лицом к лицу с педагогом, та решила проверить мои способности. Я что-то повторял, напевал, отстукивал...После этих манипуляций учитель стала непреклонно советовать мне с таким слухом играть на скрипке. Мама удивилась, но покорилась. Вот так всю жизнь и играю. Что касается других инструментов, то, как и все "официальные скрипачи", владею немного фортепьяно. Ну и разными шейкерами, кахонами, бонгами, да и вообще перкуссией. С ритмом все хорошо. Был момент, когда думал стать барабанщиком.

- В 2003 году вы окончили воронежский факультет журналистики. Но так и не связали свою жизнь с миром СМИ основательно. Почему отправились туда учиться? Есть ли у вас музыкальное образование? Если да, то какое?

- Я еще и техникум закончил по специальности "электронщик". С миром СМИ не связал себя, поскольку почти сразу понял, что я больше писатель, чем журналист. Но образование журфаковское шикарно и для общего развития. Не жалею, что закончил именно этот факультет. Музыкальное образование есть. Странное. Во-первых, я вместо семи лет учился девять. Два года частично факультативно в спецшколе. Потом поступил в музыкальное училище. Там понял две вещи. На скрипке играть хочу дальше однозначно. Перспективы в работе, которая мне нравилась, я не видел в то время. В общем, поступил, поставил галочку, но учиться не стал. Вместо этого регулярно занимался какое-то время с джазистами. Это на меня повлияло довольно серьезно. В основном на мышление и манеру игры.

- Вы с концертами гастролирует практически по всей стране. Вас ждут чуть ли не в каждом городе России. Кто помогает вам в организации выступлений?

- Мир - это объемность. Я ни со своей группой в прошлом, ни сам не хотел играть только в Воронеже. Это бессмысленно, если есть музыкальные амбиции. Отсюда и все гастроли. Ну и плюс ко всему не могу жить без двух вещей: музыки и путешествий. А тут - два в одном. Концерты всегда по-разному организуются. Главное построить верную логистику и иметь адекватные представления о перспективах. Где-то есть организаторы, которые всегда выкладываются на 100%. Им достаточно назвать дату, и они все сделают сами. Есть и другие. Они вроде берутся, но ты не чувствуешь никакой динамики и развития. Важно уметь такое отношение вовремя понять и найти дополнительные возможности для организации. Где-то есть заведения, которые ждут. Где-то есть публика, которая пойдет почти в любое заведение. А в некоторых местах нет ничего и никого. А еще меня во всем поддерживает моя жена. За что ей огромное спасибо.

- Вспомните одно из самых ярких своих выступлений. Почему запомнилось именно оно?

- С некоторых пор я люблю разные эксперименты, поэтому выступлений или записей со скрипкой, которые хорошо запомнились, хватает. На Грушинском фестивале несколько раз играл с разными исполнителями для нескольких тысяч человек. Играл на съемках клипа, лежа на льду Байкала. Выступал на открытии чемпионата мира по скалолазанию и на набережной в Батуми, на берегу Онежского озера. Все по-своему запомнилось, список большой.

- Фишкой вашего творчества является игра на скрипке в необычных местах. Есть видеозаписи, созданные на морском пляже, в горах, на цветочном лугу. Почему решили снимать свои мини-концерты на камеру?

- Не мини концерты, а отдельные любительские видеоролики. Красивое сочетание: прекрасная картинка и приятные ощущения. Хочется этим делиться. Ну и контент. Куда без этого?!

- Где вам больше нравится играть: на природе или перед людьми?

- Перед людьми. Когда я играю на природе, это приятно и продуктивно впоследствии. Потому как в данном случае – это всегда съемки, напряженная работа. Тут - повторить, здесь - переснять. Удовольствие больше от пребывания в прекрасном месте до и после, равно как и потом от полученного результата. В остальном работа довольно кропотливая. На мой взгляд любой сложный труд сам по себе редко нравится. Всегда куда больше радует полученный результат. А вот концерт - дело иное. Это тоже работа, но в ней много неожиданности и ожиданий. Она любима сама по себе. Предугадывание реакции, работа на реакцию, заготовки, спонтанность - все смешивается в одно. Это передача энергии по-максимуму и умение получить ее из зала в ответ. Своего рода энергетическое "перетягивание каната". Есть самые прекрасные выступления: концерты на природе перед зрителями.

- Кому-то покажется, что разучивание музыкальных произведений тяжкий труд. А что вы скажете по этому поводу с высоты многолетнего опыта?

- Я не играю классику давно. Многое из остального достаточно послушать несколько раз. Оно осядет в голове и - вуаля! Но вопрос в умении импровизировать. Это вообще довольно автономная штука. Она больше композиторская, чем исполнительская. Я знаю кучу крутых "технарей", которые играют в оркестрах много лет и гастролируют по странам. Но даже изучая эстрадные треки для "халтуры", им нужны ноты. Они их покупают, продают, ищут. Такие действия в порядке вещей. Произведение = ноты. Для меня это не так, слава Богу. Мне больше интересны не каверы, а скорее ремейки. В целом есть произведения, которые могут не поддаваться годами. Мне это любопытно исключительно технически. Поскольку раз произведение настолько сложно в изучении и в игре, значит почти наверняка оно столь же сложно в восприятии. Если применять это к исполнению для слушателей, то это больше к вопросу об "овчинке и выделке...".

- Часто ли приходится давать концерты в Воронеже? Как местная публика реагирует на ваши выступления?

- Я периодически играю на улицах города. Для меня это интересные площадки, новая публика. Правда, в Воронеже со временем стал играть чувствительно реже, потому как появилось значительно больше гастрольных выездов. Если речь идет именно о концертах у нас, в заведениях, то делать это я стараюсь не чаще пяти-шести раз в год. Причём это часто: два больших концерта и три-четыре промежуточных. Это всегда должно быть событием, я считаю.

Фотография и видеоролики предоставлены "Блокнот Воронеж" Александром Саввиным

Ульяна Гуртовенко

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Лица нашего города  
3
0