Воронеж Суббота, 21 декабря
Общество, 30.11.2021 19:02

Вера в ленинские принципы доводила молодого воронежца до Колымы

Наш земляк становился свидетелем жесточайшей «Сучьей войны» и празднования зеками смерти Сталина.

В середине уходящего месяца «Блокнот Воронеж» публиковал интересные данные института общественного мнения «Квалитас». В частности, социологи провели опрос местного населения по поводу их отношения к такой исторической персоне, как Иосиф Сталин (Джугашвили). Респонденты ответили на несколько вопросов, на основе чего специалисты отметили – сейчас происходит массовая сталинизация общественного сознания.

Это явление, заметим, было в нашей стране далеко не всегда. В Перестройку и «лихие 90-е» проходила, наоборот, массовая десталинизация общественного сознания. Пресса рассказывала о бесчеловечном конвейере репрессий с 30-е и 40-е годы прошлого века, о раскулачивании, голоде. Многие из тех публикаций затем, как оказалось, ловко манипулировали цифрами. Но встречались и довольно интересные материалы.

К тому же тогда еще было живо большое количество людей, которые попадали под каток репрессий. Таким, к примеру, был известный воронежский поэт Анатолий Владимирович Жигулин. Его автобиографическая повесть «Черные камни» рассказывает об ужасах, которые царили в концлагерях послевоенного времени.

А попал туда Жигулин не из-за того, что он был шпионом какой-то иностранной разведки, как тогда было модно говорить. В места, не столь отдаленные, его привела искренняя вера в ленинские принципы и юношеский максимализм.

Анатолий Жигулин родился 1 января 1930 года в Воронеже. Он появился на свет восьмимесячным младенцем. Его мать беременной ездила из слободы Подгорное в Воронеж на похороны своей матери. Женщина сильно волновалась и переживала, отчего у нее начались преждевременные роды. Анатолий Жигулин хоть и появился на свет недоношенным, но его все же выходили. Первые годы жизни он провел в Подгорном, а в школу пошел в Воронеже – в наш город его семья переехала в 1937 году.


Воронеж в сталинские времена

В Великую Отечественную войну Анатолий Жигулин в полной мере испытал на себе лишения и ужасы, что несли с собой захватчики. Когда же началось восстановление Воронежа, то мальчик встретил голодную жизнь в разрушенном городе. Темы детства и войны очень часто звучат в стихах Жигулина, которые он стал позднее писать.

Но центральной его книгой все же является автобиографическая повесть «Черные камни». Она рассказывает о суровых испытаниях, которые Жигулин провел в сталинских лагерях. Туда он попал, поскольку был частью подпольной организации «Коммунистическая партия молодежи». В 1947 году Анатолий Владимирович вместе с друзьями-одноклассниками создали это сообщество, чтобы бороться за возврат к ленинским принципам. Подростки считали, что Иосиф Сталин отходит от того, что завещал вождь мирового пролетариата.

У «Коммунистической партии молодежи» быстро росло число сторонников. Организация насчитывала в 1948 году уже 60 человек. У молодых воронежцев была тщательная конспирация. Но, несмотря на нее, деятельность «Коммунистической партии молодежи» была рассекречена. Жигулина, который уже поступил в Воронежский лесотезническимй институт, вместе с товарищами забрали на утомительные допросы в «Серый дом» на Володарского. В 1950 году 20-летний Анатолий Владимирович решением «Особого совещания» был приговорен к 10 годам лагерей.


Молодой студент Воронежского лестеха Анатолий Жигулин

Первые месяцы наш земляк отбывал наказание на лесоповале в Тайшете Иркутской области. Затем Жигулина переслали на каторжные работы в район Колымы. Там молодой воронежец стал свидетелем такого ужасного события, как «Сучья война».

Под этим термином подразумевают жестокую борьбу между разными группировками осужденных. По одну сторону баррикад были те, кто тесно сотрудничал с администрацией колонии. С другой – «воры в законе», уважающие старые правила и отрицающие любые контакты с «вертухаями». Война сопровождалась кровопролитием, насильственными действиями гомосексуального характера, унижением человеческого достоинства. О тех событиях Анатолий Жигулин затем рассказывал в документальном фильме «Колыма» (трилогия, вышла в 1991 году).

Кроме того, наш земляк видел то, как зеки реагировали в 1953 году на смерть Сталина. В то же фильме «Колыма» Жигулин рассказывал, что заключенные молча подбрасывали в воздух шапки. Надсмотрщики ничего не могли с этим поделать, так как не было распоряжения наказывать за подброшенную вверх шапку.

Словом, Анатолий Жигулин испытал на те ужасы, которые сопровождали каждую зону при Сталине, каждый барак и едва ли не каждую в нем шконку. В 1955 году воронежца выпустили по амнистии. А еще через год Анатолий Жигулин был полностью реабилитирован. Соответственно, ему приходилось отбывать наказание ни за что.


В последующие годы Анатолий Жигулин сникал успех на литературном поприще. Однако он никогда не забывал ту бесчеловечную машину, с которой ему приходилось сталкиваться в молодости.

Умер Анатолий Жигулин в 2000 году в Москве.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
Персоны: поэтыПерсоны: жертвы репрессийПерсоны: Иосиф СталинСобытия: КраеведениеСобытия: История
0
2