Воронеж Суббота, 12 октября
Общество, сегодня, 12:00

«Даже в самое трудное время люди продолжали влюбляться»: глава воронежского ЗАГС рассказала, как её коллеги работали во время ВОВ

Большая беседа о демографии, прошлом и будущем

Знали ли вы, что раньше управление ЗАГС было частью НКВД? Что однажды в нашей истории государство прекращало регистрировать браки, рождения и смерти? Это произошло, когда область попала под частичную оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сегодня мы побеседовали с руководителем управления ЗАГС Воронежской области Мариной Севергиной. Она рассказала нам много интересного о работе своего ведомства в разные исторические эпохи.


– Правда ли, что ЗАГС когда-то был частью системы НКВД? Почему?

– Да, все верно. Чтобы понять, почему так произошло, нужно немного вспомнить нашу историю. Дело в том, что до революции, говоря современным языком, регистрация рождения, брака и смерти находилась в ведении церкви. Записи об этом священнослужители вносили в метрические книги. По сути, церковь занималась учетом народонаселения. После революции создаются органы ЗАГС и функции по регистрации актов переходят к ним, собственно, как и все метрические книги. До недавнего времени они хранились в архивах наших отделов, а сейчас мы передали всю метрику в госархив.

За более чем столетнюю историю органы ЗАГС были и частью исполкомов, и входили в структуру НКВД. Это объясняется просто. На основании записей органов ЗАГС велся учет населения, которым как раз и занимался Наркомат внутренних дел. В то время не было еще разделения на МВД и ФСБ, как сегодня, поэтому НКВД выполнял все учетные функции. Сейчас тем же самым занимается МВД, и если бы образование органов ЗАГС происходило сегодня, то они могли бы войти в структуру миграционной службы.


– Приходилось ли воронежскому ЗАГСу когда-то останавливать свою работу? Или даже в самые страшные периоды, такие как ВОВ, работа не останавливалась? Может быть, сохранились какие-то данные о свадьбах военного времени?

– Приходилось, во время оккупации. Но как только появлялась возможность, отделы ЗАГС возобновляли работу. Сейчас сложно представить, но даже в такое трудное время люди продолжали влюбляться, жениться и рожать детей. В наших архивах есть книги Сомовского сельского совета, записи в которых датируются июлем, сентябрем и октябрем 1942 года. После освобождения города буквально через месяц, в холод и разруху, вновь начинает работать городской отдел ЗАГС. И 28 февраля 1943 года была составлена первая после освобождения города актовая запись о браке. У нас даже есть интересные данные: в 1943 году было около трех тысяч записей о браке, спустя год их было уже более пяти, а в 1945 – уже почти 11,5 тысяч.

И конечно, как не вспомнить время пандемии. Помните, тогда закрывались магазины, суды, МФЦ. А мы продолжали работать. ЗАГС – свидетель всех самых важных событий в жизни человека, сюда приходят и по радостным, и по грустным поводам независимо от времени. Поэтому в пандемию мы не закрывались ни на один день. И даже регистрировали браки с соблюдением всех санитарных требований. 2020 и 2021 годы были сложным временем, никто не знал, чего ожидать и чем разрешится вся эта ситуация. Но именно эти особые условия и стали индикатором того, что первостепенно, а что нет. И оказалось, что наиболее важное место в нашей жизни все-таки занимает семья. Те, кто тогда решил не откладывать свадьбу, помнят наклеенные в залах торжественных регистраций кружочки с указанием мест для гостей. Наши сотрудники постоянно убирали помещения, использовали антисептики, старались в условиях жестких ограничений создать максимально комфортные условия для молодоженов.


– На федеральном уровне чиновники начали сильно переживать за рождаемость. Как с этим обстоят дела у нас, в Воронежской области?

– Не только на федеральном уровне. Во всем мире сейчас непростая демографическая ситуация. Надо понимать, что это произошло не сиюминутно, это цикличный процесс. Он не возник здесь и сейчас, а прогнозировался еще много лет назад, и сейчас рождаемость действительно падает. Но посмотрите статистику – и все станет понятно. Нынешние молодые родители – это дети, которые появились на свет в 90-е, когда был спад рождаемости, отсюда и нынешний демографический спад. Но, несмотря на это, рождаемость держится на прогнозируемом уровне, государство вводит постоянно новые меры поддержки семей с детьми. В 2007 году появились первые выплаты материнского капитала, рождаемость начала увеличиваться. Пик пришёлся на 2015 год. Так что мы видим: государственная финансовая поддержка дает свой результат.


– Последние десятилетия средний возраст населения ощутимо подрастает. Как считаете, может ли ситуация в какой-то момент стать критической, а Воронеж превратиться в город стариков?

– Думаю, Воронеж не станет городом стариков, потому что это прежде всего город студентов, у нас много вузов, техникумов, колледжей. И многие из тех, кто приезжает сюда учиться, остается здесь, создает семью и рожает детей. Кстати, управление ЗАГС взяло на себя такую общественную обязанность - помогать в развитии проекта «Малыш с дипломом», который как раз направлен на поддержку студенческих семей.


– Сколько лет длится среднестатистический брак?

– Здесь надо понимать, что мы имеем в виду под выражением «среднестатистический брак». Есть первые браки, которые распадаются через год, а бывает, что человек вступает в третий брак и счастливо живет в нем 40 лет.

Браки расторгаются, это не секрет, но я бы хотела поговорить немного о другом. Мы анализировали наши данные, и статистика нам говорит о том, что есть так называемые критические периоды для семьи. Это первые 3-5 лет, далее идет кризис 10 и 15 лет. Пик расторжений приходится на третий год брака.

А вообще трудно первые пятнадцать лет, и кто перешагнул этот рубеж, уже, как правило, дальше живут долго. Число разводов у таких пар в два раза меньше, чем у тех, кто вместе 3, 5 или 10 лет. Хотя исключения бывают всегда.


– Есть ли у воронежских сотрудников ЗАГСа какая-нибудь самая обсуждаемая, самая запомнившаяся свадьба?

– Конечно, и не одна. У нас каждый год проходят прекрасные тематические свадьбы на Красную горку или Масленицу. В районных отделах проводят церемонии по особым сценариям, куда приглашают народные коллективы, украшают залы регистраций атрибутами праздника. Например, в Павловском районе в этом году на Масленицу молодоженов встречали блинами и проводили церемонию бракосочетания, используя элементы народных обрядов. В Борисоглебске были свадьбы в народном стиле с игрой в ручеек и величальными песнями. Рассказывать об этом можно бесконечно.

Самые запоминающиеся свадьбы этого года, конечно, это наши регистрации на ВДНХ. Самая первая из них прошла на выставке «Россия» 13 января. Молодые учителя из Новоусманской школы Роман и Дарья Бабаевы не только поженились на главной сцене выставки, они еще стали и первой парой в России, которая оформила брак с использованием биометрической идентификации. Еще две пары участвовали в мае в свадебном шествии в народных воронежских костюмах.


– На каждой церемонии бракосочетания регистратором произносится плюс-минус одна и та же речь. А кто ее автор и как давно она существует?

– Это заблуждение. В каждом отделе ЗАГС разные речи, более того, даже у каждого сотрудника они отличаются. Да и, согласитесь, регистратор мужчина не может говорить то же самое, что и регистратор женщина. У нас творческие сотрудники, которые подходят к проведению церемонии бракосочетания с душой и в процессе работы могут поменять слова или что-то добавить, когда видят, что заранее подготовленный формат речи не подойдет для той или иной пары. Речь регистратора должна соответствовать месту, времени, возрасту молодоженов. Тут учитывается много нюансов, и у каждого сотрудника, который ведет церемонии, есть несколько вариантов речей.

Управлением был разработан сборник сценариев бракосочетаний с рекомендациями по составлению текстов поздравлений, и ежегодно мы их обновляем и дополняем. Так что одна речь на все наши почти сорок отделов ЗАГС – это не про нас.


– Растет ли в регионе смертность?

– Мы пережили тяжелые времена пандемии, когда был резкий скачок смертности. Тогда пик пришелся на 2021 год, когда было зарегистрировано около 46 тысяч актовых записей о смерти. В последующие годы этот показатель пошел на спад. Сегодня мы регистрируем меньшее количество записей о смерти. В прошлом году, например, их бы– ло чуть более 32 тысяч.


– Есть ли у управления планы частично цифровизировать свою работу? Например, оформления развода онлайн или что-то в этом духе?

– Мы не частично, мы практически полностью перешли на работу в таком формате. Уже несколько лет мы работаем в едином реестре ЗАГС. Управление провело колоссальную работу по конвертации актовых записей в форму электронного документа. Все архивы органов ЗАГС Воронежской области с 1926 года были оцифрованы и загружены в реестр. А это более 9 миллионов записей. И сейчас мы работаем по принципу экстерриториальности, то есть теперь получить повторное свидетельство или справку можно по месту жительства, необязательно обращаться туда, где была составлена актовая запись.

Кроме того, с прошлого года на портале Госуслуги заработал суперсервис «Регистрация рождения ребенка». Родители новорожденного могут оформить документы онлайн, а потом прийти и получить гербовое свидетельство. При регистрации рождения в таком современном формате мы и деток шутя называем «цифровыми малышами». И если два года назад, когда суперсервис только начинал работать, у нас было всего несколько десятков обращений, то в этом году «цифровых малышей» уже зарегистрировано более 5 тысяч.

Что касается самой регистрации брака, то она проходит в традиционном формате, но заявление можно подать в электронном виде как за месяц, так и за год до даты свадьбы, выбрав удобное время и место.

Конечно, все может измениться после перехода органов ЗАГС на реестровую модель оказания услуг. Этот вопрос прорабатывается Министерством юстиции. Сейчас подтверждением регистрации является бумажное свидетельство, которое нужно хранить дома и предоставлять по требованию в другие инстанции. После перехода на реестровую модель подтверждать регистрацию акта гражданского состояния будет только запись в ЕГР ЗАГС. По желанию будет выдаваться выписка, как это сейчас происходит с данными Росреестра. Но, я думаю, выдача гербовых свидетельств сохранится для любителей составления родословной. Ведь эти документы являются семейной реликвией.

На мой взгляд, как раз переход на реестровую модель позволит задуматься о создании других электронных сервисов. Например, регистрации расторжения брака по взаимному согласию без личного обращения в орган ЗАГС.

Но торжественную церемонию регистрации брака, лучше сохранить традиционной. Согласитесь, это красиво - пройти по лестнице в зал торжеств под Марш Мендельсона. Незабываемый момент, когда будущие молодожены говорят «да» и ставят свои подписи в записи акта о заключении брака, принимают поздравления от родителей и близких.


– Появляются ли у детей новые популярные имена?

– Вы знаете, мода на имена циклична. Новые популярные имена – это, как правило, хорошо забытые старые. Сто лет назад детей часто называли Мария, Анна, Александр, Иван, Михаил, Анастасия, Варвара, Дмитрий. Посмотрите на нашу сегодняшнюю статистику – те же самые имена снова в моде. В середине 60-70-х годов детей часто называли Галина, Татьяна, Елена, Игорь, Анатолий, Юрий, Светлана, а теперь эти имена перешли в разряд редких.

Впрочем, сейчас в моду вошли ранее не очень востребованные имена, например, Ева, Марк, Василиса, Алиса, Елисей, Мирослава, Есения, Лев, Милана, Дарина, Ярослав.

беседовал Александр Ежевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0