Воронеж Понедельник, 23 декабря
Общество, 23.11.2020 19:02

Как узкая дорога со щебнем превратилась в самую загруженную магистраль Воронежа

На этой крупнейшей городской артерии расположено множество уникальных объектов.

Утром 23 ноября в Воронеже пошел густой снегопад. Как обычно случается при любых ненастьях, дороги столицы Черноземья парализовали многокилометровые заторы. Сервис «Яндекс. Пробки» оценивал загруженность городских магистралей на 8 баллов. Сотни людей опоздали на работу. Особенно плотные пробки наблюдались на Московском проспекте. Эта крупнейшая магистраль Коминтерновского района оказалась парализованной от одноименного ТРК до виадука у Заставы. К слову, расстояние затора за Московском проспекте составляло почти 5 км. Подобная ситуация на магистрали далеко не первая. Как мы сказали, любые осадки в виде снега или дождя провоцируют на Московском проспекте глухие заторы. Удивительно, но так в этом месте было далеко не всегда. Когда-то Московский проспект был обычной узкой дорогой, предназначенной для хозяйственных целей. Предлагаем читателям посмотреть на историю этой одной из самых длинных магистралей Воронежа.

Образовался Московский проспект в 1975 году. Его выделили из северной части улицы Плехановской, которая простиралась от виадука на Заставе до поворота на аэропорт, располагавшегося на улице Хользунова. Тогда участок был составляющей Задонского шоссе, идущего от Воронежа до Москвы. Там с начала XX века стали появляться различные промышленные предприятия. К примеру, в начале шоссе создали «Холодильник», а в 1915 году из Риги переехал завод «Рихард-Поле», ставший затем заводом имени Коминтерна (там создавалась конструировалась легендарная «Катюша»). Вдоль этих предприятий шла узкая дорога, мощеная щебнем. Она предназначалась для хозяйственных нужд.


- Последующие 20-е годы оказались поворотными в истории Задонского шоссе. Значительный участок дороги включили в городскую черту и разработали проект развития Воронежа в северном направлении, по обеим сторонам шоссе. Первой советской новостройкой стал в 1926–1927 годах рабочий поселок (из жилых двухэтажных кирпичных домов) при бывшем заводе «Рихард Поле», который в 1922 году получил имя Коминтерна. С 1929 года от Заставы до завода курсировали трамваи, дабы рабочие не ходили пешком. Рельсы были уложены не по середине шоссе, а сбоку, по восточной стороне современного проспекта. В конце 1920-х годов начали осваивать, застраивать следующую за улицей Урицкого территорию, в зоне современного проспекта Труда, - писал в своей книге о воронежских улицах историк Павел Попов.

В 30-е годы XX века на Задонском шоссе появилось множество новостроек. Вместе с образованием «Электросигнала» и автогенного завода начали застраивать земли в районе нынешних улиц Клинической и Беговой. Тем не менее, до Великой Отечественной войны главным местом там оставался Коминтерновский завод. По его имени затем дали название и всему району.


Магистраль после бомбежек Великой Отечественной войны

Условно Московский проспект можно разделить на две части. Одна из них тянется от виадука на Заставе и заканчивается памятником Славы. Там в основном находятся дома советской постройки. Правда, уже можно заметить и новоделы. Другая часть простирается от кольца на памятнике Славы и идет до слияния проспекта с трассой А-134. Там расположены лишь новостройки. Территория продолжает осваиваться, что, опять же, влечет за собой проблему перенаселенности (а от нее и такие глухие заторы).


Магистраль в начале 90-х годов

На Московском проспекте, как мы сказали в начале этого материала, располагается множество уникальных объектов. Во-первых – это крупнейшее воинское захоронение погибших в 1942 – 1943 годы. Речь идет о том самом памятнике Славы. Во-вторых, рядом от этой могилы с 2000 года стоит красная пирамида.


- С проспекта устроен вход на Коминтерновское кладбище. Оно было заложено в поле, вблизи завода имени Коминтерна, в 1934 году, сначала называлось «Новым». На нем захоронены (в основном после войны) многие известные воронежцы: деятели науки, культуры, военачальники, Герои Советского Союза. Выявлены и 42 старинных надгробия середины XIX – начала XX века, перенесенные сюда с разорявшихся Новостроящегося и Чугуновского погостов и использованные вторично. Здесь же – еще одна братская могила бойцов Великой Отечественной. Самые последние изменения в облике проспекта произошли в 2001 году. С него сняли трамвайные рельсы, чтобы разгрузить дорогу, насыщенную всеми видами транспорта, уменьшить автомобильные «пробки», - писал все тот же историк Павел Попов.

Как бы то ни было, но, лишившись трамвайных рельс, Московский проспект не избавился от пробок. Напротив, они ежегодно становятся все более и более непроходимыми.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
Места: улицаСобытия: КраеведениеСобытия: ИсторияОрганизации: Краеведческий музей Персоны: Воронежцы
2
0