Воронеж Пятница, 29 марта
Общество, 12.06.2019 18:00

Каким был Воронеж на первых порах новой России

Граждане по-разному оценивают 90-е годы прошлого столетия, но забыть их не может практически никто.

12 июня вся страна отмечает так называемый День России. До 2002 года государственный праздник назывался - Днем принятия Декларации о суверенитете РФ (по-народному – День независимости). Обычно, в честь этого события президент вручает в Кремле госнаграды, и по всей стране проходят различные торжественные мероприятия. Изначально именно 12 июня было выбрано для празднования, поскольку в этот день в 1990 году на первом съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете новой страны. С новым документом был сделан первый шаг России в новую эпоху, к новым политическим и экономическим взаимоотношениям, новому укладу жизни.

Безусловно, миллионы жителей страны неоднозначно оценивают те далекие времена становления принципиально иного государства. Их символами выступали и Августовский путч, и Беловежские соглашения, и последующий расстрел Дома Советов. Многие упрекают 90-е годы прошлого столетия в тотальной нищете, деградации всех социальных институтов, бандитизме и коррупции. Вместе с тем, отдельная часть населения говорит, что именно в ту эпоху можно было сколотить себе стартовый капитал, и, поэтому, то было время возможностей.


Молодежный феситваль в 90-е годы в Воронеже

Наше издание не хотело бы давать оценки тем или иным историческим событиям. Вместо этого мы хотели бы вспомнить, что происходило в 90-е годы конкретно в нашем городе Воронеже.

Стоит заметить, что Августовский путч прошел в Воронеже довольно незаметно. Да, как и во всей стране, по телевидению крутили Лебединое озеро, а затем СМИ стали сообщать, что произошло.

- Был на тренировке в яхтклубе. Там тренеры и рассказали «новость». Идя домой пешком вечером, возле 3-й больницы на «домике» вытяжной вентиляции появилась надпись зеленой краской (дословно): «В СТРАНЕ ПУТЧ! БЕРЕГИСЬ!» - вспоминает Воронежец, подписанный в Сети, как Андрей 524.

- Помню малочисленный митинг на площади Ленина. Организован был ДС (Демократический Союз, кажется). Человек 100-200. Милиции не было. Митингующих не разгоняли. Подошел, послушал, о чем говорят. Впервые услышал фамилию генерала Лебедя - его дивизия отказалась выполнять приказы ГКЧП. Вечером в программе «Время» «ответственно» заявили, что генерала с такой фамилией в Вооружённых Силах нет. Это у наших властей традиция такая - как в штаны со страху наложат, первым делом надо народу чего-нибудь сбрехать. Брешут нескладно, и сами в свою ложь верят. А в целом, в городе было спокойно, - в свою очередь вспомнил те события воронежец с ник-неймом Vitus.


Воронеж после Августовского путча

Местные жители вспоминают, что в те времена каждый чего-то ждал, но не мог объяснить, что именно. И тут в Воронеже (как, впрочем, и во всей стране) началось то, чего граждане до этого не видели.

Сразу после крушения Советского Союза президент Борис Ельцин назначил председателем администрации Воронежской области прежнего главу облисполкома Виктора Калашникова. Пришлось политику нелегко, ведь началась переделка всех сфер жизни. Политолог Дмитрий Нечаев говорит, что поначалу Калашников был нейтрален к КПСС и хотел найти компромисс между демократами и сторонниками прежних «красных» порядков. Тем не менее, Калашников периодически критично высказывался о коммунистах, и у него даже был конфликт с тогдашним первым секретарем Воронежского обкома КПСС Иваном Шабановым.



Иван Шабанов

Но руководитель области продолжал налаживать мосты между «красными» и демократами. А делать это в условиях в условиях тотальной деградации всех сфер жизни было нелегко. В магазинах был дефицит, все полки в магазинах оказались пустыми, и Новый год воронежцам пришлось встречать за столами, где практически не было еды. Соответственно, даже думать о каком-то компромиссе между демократами и коммунистами было глупо.

Но Калашников продолжал искать взаимопонимание. Периодически он давал людям какие-то «бенефиты». А на этом он и погорел. Так, были выделены автомобили «Жигули» для сдатчиков зерна и сельхозпродукции, но те машин не увидели. Расследование в «Воронежском курьере» показало, что автомобили Калашников использовал по другому назначению. В итоге за этот скандал президент Ельцин отправил в отставку первого главу Воронежской области в новой России.

На смену Калашникову пришел одиозный и харизматичный политик Александр Ковалев. Этого политического деятеля, как и все 90-е, оценивают неоднозначно. Для обывателей глава региона был серьезным хозяйственником, для журналистов – эмоциональным, жестким и непредсказуемым управленцем, а для деятелей культуры – харизматичным любителем красного словца. Однако все сходились на том, что такой деятель, как Ковалев, на десятилетия вписал себя в историю Воронежской области.


Александр Ковалев

Именно при этом политике в нашем регионе ввели термин, как губернатор. Как и Калашников, Ковалев находился в жестких условиях «лихих 90-х». Город и область раздирали нищета, криминал, а на площадях собирались постоянные митинги. О том, как действовал в этих условиях Ковалев, вспоминал его консультант по правовым вопросам Вадим Бирюченко:

- Старшее поколение помнит, что в начале девяностых каждый регион пытался выжить самостоятельно. В экономике страны все замыкалось на бартере и взаимозачетах, запретах на вывоз товаров из региона, в первую очередь продуктов питания. В принятой Конституции России ввели даже статью, запрещающую ограничение передвижения товаров внутри страны. Так вот с этой новой Конституцией я пришел к Александру Яковлевичу и сказал, что надо убрать запретительные меры на вывоз продовольствия из области, ликвидировать посты на дорогах. Александр Яковлевич посмотрел на меня как на инопланетянина и ответил: «Возьми эту Конституцию, пойди на завод ТМП и ей накорми рабочих и их семьи. Увидишь, как народ отреагирует. Еще и тумаков наваляют. В настоящий момент Конституция не догма, надо думать, как народ накормить, когда кругом разруха и нищета». По-человечески Александр Яковлевич был абсолютно прав, - цитировало Вадима Бирюченко издание «Экономика и Жизнь Черноземья».


Воронеж в конце 90-х годов

Простые воронежцы помнят, как на первых порах новой России в городе была напряженная ситуация с выплатой зарплат. То же самое происходило и с пенсиями. Молодые парни сколачивались в банды, а из Чечни часто приходили похоронки. Жилось в 90-е очень тяжело.

Вместе с тем, многие отдают дань уважения тому времени за его большую демократичность. Именно тогда средства массовой информации имели возможность открыто критиковать руководство страны. Народ безо всяких согласований мог собирать митинги и на них требовать отставки первых лиц.

Фильм о том, как жилось в ту эпоху

Словом, 90-е годы – это крайне спорное время. И сегодняшний День России лишний раз напоминает об этом.

Илья Ершов


 

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Воронеж: известный и неизвестный  
Персоны: Борис ЕльцинСобытия: КраеведениеСобытия: ИсторияМеста: Воронеж
2
1