Мы выросли в городе без истории, - воронежский краевед Ольга Рудева
Читайте также:
- Тайные и загадочные места Воронежа раскрыл заядлый сталкер (13.02.2019 09:01)
- Мне не нравится обнимать потных мужиков, - воронежский кикбоксер об ММА (08.02.2019 20:00)
- Дети войны забыты, как и ветераны Афганистана, - Нина Землянская (30.01.2019 18:00)
В честь всемирного Дня экскурсовода, который отмечается 21 февраля, «Блокнот Воронеж» побеседовал с краеведом, автором уникальных пеших маршрутов и общественным деятелем Ольгой Рудевой.
- Как вы стали экскурсоводом?
- Началось все очень необычно. В студенческие годы мы с мужем малобюджетно поехали в Санкт-Петербург. Во время завтрака в пельменной разложили карту и обсуждали, куда пойти и что посмотреть. В это время один из джентльменов, закусывавший за соседним столиком, начал нам рассказывать про все, что видел из окна: там такой-то дом, там жила родня Пушкина, там дядя Ваня-дворник собирал всех для чтения стихов. Он вовсе не путеводитель пересказывал, а поведал живую историю города. Тот кусочек Ленинграда, который был виден из окна, сразу оживился. Мне стало не понятно, почему в нашем городе нет этих историй. У нас много красивых дореволюционных зданий, у нас, наверняка, жили какие-то выдающиеся и интересные люди, но мы не знаем о них абсолютно ничего. Мое поколение выросло в городе без истории, точнее, с неполной. То, что Петр Первый строил тут корабли, мы знали, знали и про Воронеж-крепость, и про Великую Отечественную войну, но на этом все. Жизнь любого человека делают люди вокруг. У моей мамы была старшая подруга, которая мне в юности рассказывала, как выглядел Кольцовский сквер, помню и оброненные фразы бабушки, все это повлияло на мое увлечение.
- У вас есть проект с пешими обзорными экскурсиями по Воронежу, когда он появился?
- «Воронеж пешком» образовался шесть лет назад, мы разыскиваем историю, которая хранится у людей в памяти, в семейных альбомах и архивах. Но город начала показывать давно. Был в моей жизни момент, когда я самозабвенно лепила из глины, в то время работа преподавателем в вузе и поступление в аспирантуру было не возможно, дети были маленькие. Я предпочла воронежский «Арбат» и стол со своими керамическими работами. В то время была единственной, кто продавал в этом месте плакетки с видами Воронежа. Тогда не было ТЦ, и люди проводили свободное время на проспекте Революции, в том числе и туристы. Приезжие, покупая сувениры, часто спрашивали, что в нашем городе посмотреть. Другие отвечали, что у нас тут смотреть нечего, не Питер и не Москва ведь. Одна семейная пара спросила у меня, и я им посоветовала, куда стоит сходить. Вернулись они через пять часов, поблагодарили и сказали, что без меня у них бы сложилось впечатление, что город никакой. Это заставило на свой столик поставить объявление «Экскурсии обзорные и тематические». Водить мне было некогда, но написала это исключительно для того, чтобы у меня спрашивали, и я намечала людям маршрут для самостоятельной экскурсии.
- Расскажите про авторские маршруты.
- Они самые разные. Показываем такие районы, в которые человек, проживший долгое время в Воронеже, ни разу не оказался. Например, это Девичок, Троицкая слобода, есть очень экстремальный поход по ближней Чижовке, там такие горы и овраги! Обязательно устраиваем бесплатные экскурсии в День рождение Михаила Замятнина – главного архитектора Воронежа в дореволюционное время. Это интереснейший маршрут, на который собирается целая демонстрация, проходим от утраченной могилы до дома с совой, и стараемся делать это с забавами. Так, несколько лет назад на эту экскурсию объявили дресс-код, и люди приходили с совами на одежде, в украшениях, приносили рисунки. Также во время вручения премии Столля устраиваем бесплатные экскурсии о Вильгельме Столле и о местных предпринимателях и купцах, потому что образ купца – живодера, пьющего кровь из народа, совершенно неверен. В Воронеже и везде они были благотворителями.
- Так же и на кладбище устраиваете экскурсии...
- Да, это по просьбе Воронежского похоронного бюро в честь юбилея. Я не ожидала, что Коминтерновское кладбище, которому 80 лет, вызовет такой интерес и отклики. Нам пора вспоминать не только дореволюционных людей нашего региона, но и великих воронежцев советской поры: ученых, деятелей культуры. Оказывается, люди их помнят и хотят о них знать.
- В группе экскурсий анонсированы новые маршруты, что планируете показать?
- Левый берег с чудесной улицей Героев Стратосферы, улицу Пятницкого, которая сейчас находится не в лучшем состоянии. Это же древнейшая и интереснейшая улица, а рядом - Пряничный переулок, кто когда либо о нем слышал? В этой части города есть своя история. Также обязательно весной мы сделаем бесплатную экскурсию по Машмету, причем желающие будут и слушать, и рассказывать, это будет коллективный проект.
- Куда в первую очередь в Воронеже стоит пойти гостям нашего города?
- Обязательно надо посмотреть главную улицу, Адмиралтейскую площадь и Алексиево-Акатов монастырь. Еще советую всегда посетить комплекс СХИ. Этот район в туристическом смысле совершенно недооценен и производит на приезжих людей восторг.
- А вам какое место в Воронеже больше всего нравится?
- Воронежские низы и Героев Стратосферы с окрестностями. Горожанин ведь хочет от прогулки впечатлений, причем они должны быть не обыденными. Если по Низам, то есть по историческому частному сектору погулять пару часов, на следующий день просыпаешься, будто ты выезжал в другой город. Там особый релакс получаешь, и это не только мое мнение, также и другие люди говорят. А улица Героев Стратосферы, наверное, связана с детскими впечатлениями. Сейчас это комфортный район, ведь там красивая довоенная архитектура с барельефами, уютные дворы, не похожие на дворы спального района, парки, Авиационный завод и булыжником вымощенные дворы в домах рабочих, построенные в 30-е годы.
- А в области какие интересные места посещают туристы?
- Дивногорье – главная точка притяжения, Рамонь и Музей-усадьба Д.В. Веневитинова. Про Костенки, к сожалению, знают очень мало. Прекрасны и наши малые города: Павловск, Борисоглебск, Богучар.
- С кем на экскурсиях работать легче: с детьми или взрослыми?
- Абсолютно все равно.
- Но дети ведь шумные и зачастую не слушают, что им говорят.
- Есть лайфхак для работы с детьми. Вот, например, класс делится на три части. Одной части очень нравится экскурсии, и она будет даже дополнять, вторая - хорошо воспитанные дети, и они слушают для приличия. У оставшийся части в глазах тоска, им бы побыстрее занырнуть в смартфон. Их надо деликатно привлекать, но не пытаться превратить в первую группу.
- Вы - глава общественного совета при городском управлении архитектуры и градостроительства, чем занимаетесь в данном статусе?
- Когда департаменту необходимо мнение общественности на ту или иную тему, собирают нас и спрашивают, а мы высказываемся. Также создаем свои проекты. Например, «Архитектурная среда», в рамках которой мы берем важные для города темы, собираем спикеров и обсуждаем их. Есть в городе проблемы, которые людей раздражают. Например, почему в Воронеже на красивых домах висят такие ужасные вывески. Мы собрали чиновников, которые занимаются дизайн-регламентом, горожан, которых он не устраивает, и бизнесменов, которым необходимо на своих заведениях вешать рекламу. Обсуждение длилось два часа, мы пытались найти вариант, чтобы и бизнес не обижать, и остальных устраивал. Такие встречи записываем на видео и выкладывает в Youtube, чтобы любой желающий, у кого по этой теме есть вопросы, смог посмотреть ролик и сделать выводы.
- Об архитектурном дозоре расскажите.
- Главное наше дело – сохранять облик города. У нас, к сожалению, очень много зданий, уцелевших в войну, но снесенных после нее. Что нужно для того, чтобы беречь город? Надо его узнать! Мы спокойно сносили в Воронеже дома 19-го- начала 20-го века, ни капли о них не жалея, потом едем в Европу и радостно фотографируемся на фоне таких домов.
- Какие победы вы одержали в рамках дозора?
- Озвучивание проблемы, привлечение внимания – дорого стоит. Остановили снос дома Вагнера. Инициативная группа боролась за Дом на Платонова, где бывал Лев Толстой, людям тоже удалось его отстоять, хотя собственник собирался оставить только фасадную стену. Внимательно следили за домом унтер-офицера Дорохина, который тоже можно было сносить, оставив лишь фасад, но этого не произошло. Архдозор еще проводит краеведческие фестивали: Дуров-фест, Столльфест, Старый Воронеж. В рамках них мы собираем единомышленников, просвещаем и рассказываем.
- Вам нравится контраст старых и новых зданий в Воронеже?
- В Воронеже нет. В принципе, да. У нас новостройки в центре ставили без учёта исторической среды. Сразу становится понятно, что застройщик больше любит себя и свои доходы, чем наш город.
- Московский блогер Аркадий Гершман как раз раскритиковал такое сочетание, назвав это архитектурным бедствием. А после информации о сносе театра и вовсе написал следующее: «Я даже не сомневаюсь, что в случае сноса у города просто появится ещё одна безвкусная стекляшка с дешёвым вентфасадом и торговым центром – другого в городе делать не умеют». Согласны с этим?
- Конечно не согласна, причем не согласна от слова совсем. Как можно ругать архитектуру и говорить, что город другого делать не умеет?! К сожалению, нет такого закона, который говорил бы это красиво, а это – нет. Никак мы не могли сказать человеку, построившему огромный отель в центре города, что это некрасиво по такому-то закону. Человек покупает землю и может возводить, что ему хочется. Есть, конечно, какие-то рекомендательные мнения общественного совета, но решать не им. Надо помнить фразу американского архитектора: «Без талантливого заказчика, нет талантливого архитектора». Если человек хочет построить красиво, и чтобы его помнили, а строение было достопримечательностью через сто лет, он это сделает. Люди, от которых зависит то, как будет выглядеть город, они часто свое будущее с Воронежем не ассоциирует. Почему так хороши Бистроль и ЮВЖД?! Их строили люди, которые собирались здесь жить, строили, чтобы их потомки гордились делами предков. Вряд ли сегодняшние застройщики видят в будущем своих внуков на берегах воронежского моря.
Саша Голубничая