Почему 28 лет назад автобусы в Воронеже были лучше, чем сейчас
![Почему 28 лет назад автобусы в Воронеже были лучше, чем сейчас Почему 28 лет назад автобусы в Воронеже были лучше, чем сейчас](http://s1.bloknot-voronezh.ru/thumb/850x0xcut/upload/iblock/564/v.jpg)
Фото Михаила Вязового
Читайте также:
- Тотальное доминирование легковушек над маршрутками увидели в Северном (02.02.2020 22:01)
- Экстремальную поездку с ветерком сняли в воронежской маршрутке (02.02.2020 23:01)
- Жительницу Воронежа ограбил рецидивист, ехавший с ней в одной маршрутке (01.02.2020 17:08)
Несмотря на бедственное положение в экономике, в столице Черноземья удавалось приятно удивлять горожан.
5 февраля 1992 года в городской газете «Воронежский курьер» вышел материал журналистки Елены Гуцевой об общественном транспорте в столице Черноземья. Точнее о начале обновления подвижного состава. Эта тема особенно актуальна и в нынешнее время, когда сферой с самым большим числом нареканий остаются пассажироперевозки. Удивительно, но в начале 90-х, когда рухнул СССР и были разорваны многие экономические связи, когда население находилось в бедственном положении, по части транспорта удавалось находить очень и очень хорошие решения.
Материал в «Воронежском курьере» был посвящен запуску в Воронеже автобуса «Фаворит». Эта машина была результатом совместной кооперации российско-британо-болгарского акционерного общества «ИНТЕКС» и акционерной компании «АПЕКС». От нового автобуса наши земляки в 1992 году пришли в небывалый восторг.
Вот, как описывает машину журналистка Елена Гуцева в своем тексте:
- Мое первое впечатление, когда я стала пассажиром необычного автобуса, было несколько банальным. Мне просто хотелось плакать. Глупо, конечно. Но я вдруг впервые за 18 лет почувствовала себя Человеком в общественном транспорте. «Такого не бывает», - скажите вы. Нет. Бывает. И, надеюсь, будет еще, - писала журналистка в своем репортаже.
Банкет на презентации автобуса
Презентация автобуса «Фаворит» состоялась в 11 часов утра 31 января 1992 года. Там не было привычных для советских людей компостеров, не было трафаретных надписей о том, что передние 12 мест для детей и инвалидов, а также о совести пассажиров, едущих без билетов. Ласковый женский голос объявлял остановки, чем немало удивлял воронежцев того времени. Ехал автобус по маршруту №44. Но главное — он был абсолютно бесплатным для людей.
Кстати, маршрут №44 был выбран не случайно. В начале 90-х по нему ездили в основном студенты СХИ и лестеха. Как известно, учащиеся вузов во все времена имеют бедственное материальное положение. Их состояние определяется размером стипендии, далекой даже от прожиточного минимума. Однако в 1992 году у студентов появилась возможность бесплатно ездить на занятия на автобусе «Фаворит».
На входе в салон этой машины стояла баночка для пожертвований. Вырученные деньги «ИНТЕКС» и «АПЕКС» планировали направить на восстановление одного из домов инвалидов. Эти организации вообще старались делать Воронеж лучше в непростые 90-е годы. На власть тогда старались не полагаться.
- Пока он один. Капля в море , - писала о «Фаворите» журналистка Елена Гуцева. - Но, может быть, уже пришло время собирать камни? «Фаворит» - плод усилий компаний «АПЕКС» и «ИНТЕКС», и, хочется надеяться, что в предпринимательской среде это станет толчком для иных начинаний, что разнообразные фирмы, конторы, консорциумы поддержат «АПЕКС» и «ИНТЕКС» и предпримут какие-либо шаги, направленные на благо родного города, его граждан. Ведь подобное обращение к каким-либо государственным структурам было бы просто бессмысленным, - отмечала в тексте журналистка «Воронежского курьера».
Сейчас неизвестна дальнейшая судьба автобуса «Фаворит». Зато известно то, во что к настоящему моменту превратилась система общественного транспорта столицы Черноземья. По мнению ряда российских исследователей пассажироперевозки в Воронеже — наихудшие по стране. Местные жители ездят на старых, разваливающихся автобусах, стоимость проезда постоянно повышается, а маршруты выстроены крайне неудобным образом (добраться из одного конца города в другой подчас можно только с пересадкой, и то в светлое время суток).
Одним из кукловодов сложившейся ситуации в общественном транспорте Воронежа называют депутата городской Думы Дмитрия Крутских. Этого народного избранника также называют «маршруточным королем» (он руководит крупнейшим городским предприятием-перевозчиком «Автолайн»). В интервью «Вестям Воронеж» Крутских в июне 2019 года заговорил о необходимости повысить цены на проезд в общественном транспорте. Также депутат сделал еще несколько заявлений, которые наводили на выводы о наличии большого количества черного нала в сфере городских пассажироперевозок.
Дмитрий Крутских
После того интервью Крутских, началось активное обсуждение возможности повысить тарифы на проезд в маршрутках. И вот, с 28 октября стали действовать новые расценки.
С того дня проехаться на общественном транспорте стало обходиться пассажиру не в 17 рублей, как раньше, а в 23 рубля наличными или в 21 рубль по карте. Аналогичные тарифы ввели и на провоз крупногабаритного багажа. Вместе с нововведением горожан ждал и приятный сюрприз — отмена ночного тарифа. Людям предстоит платить фиксированную сумму вне зависимости от времени суток. Рост стоимости проезда аргументировали повышением цен на топливо, смазочные материалы, запчасти, а также индексацией зарплаты и необходимостью обновления маршруток. Дескать, увеличение стоимости проезда практически на 30% позволит модернизировать общественные автобусы, которые неоднократно становились объектом нареканий со стороны местных жителей.
На практике же все, как и принято в Воронеже, вышло шиворот навыворот. Во-первых, маршрутчики стали сами уравнивать на месте расценки. Пассажирам поездки стали обходиться в 21 рубль, что по карте, что наличными деньгами. Очевидно, это началось делаться, дабы свести к минимуму преимущество безналичного расчета. Ведь, транзакции по нему видны властям, по ним удобно взимать налоги. Возможностей для черного нала у перевозчиков нет никаких.
Во-вторых, обновление подвижного состава, которое обещали чиновники, протекает по сей день медленными темпами. Напротив, после увеличения тарифов население стало все чаще жаловаться на ужасные салоны в общественном транспорте. То у автобуса отвалиться дверь, то в полу обнаружат дыру, то водитель нахамит пассажирам.
Илья Ершов