Спасти нельзя разрушить: как в Воронеже обходятся с архитектурным наследием

В связи с войной, объявленной губернатором Алексеем Гордеевым архитектурному бандитизму в Воронеже, особенно актуальной представляется защита историко-культурного наследия города.
Как показывает практика, бизнес всеми правдами и неправдами пытается его уничтожить, руководствуясь знаменитой формулой Карла Маркса, согласно которой при 300% прибыли «нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». Впрочем, у правила есть исключения.
Христорождественский храм на Придаче
В свои лучшие времена (начало 19 века) в приходе церкви Рождества Христова, помимо 66 десятин земли, были также кузница и каменная лавка. Сама улица носила из-за этого название Кузнечной (сейчас улица Димитрова). Позднее около церкви была построена каменная школа. На земельном участке подле храма также было расположено кладбище. По рассказам, там были похоронены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, принявший крещение турок, известный своей подвижнической жизнью. Только обломки могильных плит напоминают сегодня об этом. Попытки вернуть Христорождественский храм на Придаче в лоно Русской Православной Церкви предпринимались на протяжении ряда лет. В конце ноября 2015 года строительная фирма «Выбор» депутата облдумы Александра Цыбаня и его партнеров приступила к сносу храма.. Тогда грудью на его защиту встал благочинный протоиерей Григорий Самойлов (настоятель Казанского храма). Неравнодушные воронежцы написали петиции губернатору и президенту. Некоторые православные приняли решения дежурить у стен бывшей церкви. 20 ноября 2015 года журналисты «Блокнот Воронеж» застали сакраментальный момент, когда участники народного собрания-экскурсии под руководством Ольги Рудевой обнаружили на стене бывшего храма фрагменты старинной иконы. Тотчас было решено, что это «добрый знак». Тогда же компетентные источники сообщили, что глава строительной компании, уничтожавшей храм, уступил перед обороной воронежцев.
Дом купца Потапа Гарденина
В Воронеже - самый ранний из сохранившихся жилых домов. Дата строительства дома - 1731 год, и с этого времени он уже упоминается в архивных источниках как существующий на усадьбе Потапа Гарденина (по другим данным, строительство дома относят к 1735). Принципиально четыре года в 300-летней исторической дальности роли не играют, но вот активистам, которые для придания весомости дому указывают, что «дом был построен еще при Петре I, в 1735 году» стоит знать, что Петр Великий умер в 1725 году.
На государственную охрану «Дом Гарденина» принят в 1960-м году.
Сейчас там проживают 9 семей, которые считают, что стали «заложниками» дома культурного наследия – дом, охраняемый государством, сносить нельзя, а, значит, и в программу по переселению из аварийного жилья люди не попали. Но вот квартиры были признаны негодными для проживания еще пять лет назад («трубы прогнили, батареи не греют, электропроводка не выдерживает нагрузок»). Внешний облик дома в настоящее время город наш совсем не красит, скорее, наоборот.
Несмотря на то, что текущий ремонт проводился в октябре 1993 года, в здании имеются трещины, отслоение штукатурки. Санитарно-технических приборов недостаточно, а имеющиеся находятся в крайне неудовлетворительном состоянии и требуют замены. По данным инструментальных замеров, уровень относительной влажности в помещениях составил 87%, что превышает допустимые нормы (65%). Тем не менее, найти компромисс с властями собственники никак не могут.
Усадьба Тулинова-Вигеля
Усадьба Тулинова-Вигеля расположена на территории онкодиспансера на Вайцеховского, 2/4. Здание было построено в 1750-1760-х годах и принадлежало воронежской купеческо-дворянской династии. Первым хозяином особняка был известный воронежский промышленник Максим Тулинов. Его потомки украсили фасады декоративными элементами. Особо примечательны дошедшие до наших дней женские маски между окон – считается, что в них запечатлена жена Ивана Тулинова. Племянник Тулинова, Филипп Вигель, в середине XIX века унаследовал семейную усадьбу. Именно он впоследствии передал дом городу для размещения в нем отделения для рожениц. Сохранился роддом и после революции – он располагался здесь вплоть до 1986 года. И уже в XXI веке требующий капитального ремонта особняк передали на баланс онкодиспансеру. В последние годы дом находится в аварийном состоянии.
Чижовские казармы
В конце 2016 года угроза сноса нависла над комплексом Чижовских казарм, построенных 100 лет назад и расположенных на улице Краснознаменной. Шум подняла местная жительница Наталья Беспалова. Она опубликовала в соцсетях призыв встать на защиту исторических зданий. Женщина заявила, что прямо в центре архитектурного ансамбля расположена площадка, где в ближайшее время начнут строить 15-этажный дом. По словам активистки, туда уже завозят специальную технику, начались бурильные работы. Зачинщиком «архитектурного бандитизма» оказалась фирма «Гарантстрой».
Вспомнив о том, что в 2014 году одно из зданий комплекса Чижовских казарм уже было снесено, к истории немедленно подключились местные краеведы и общественники. Инициативная группа отправила заявления в прокуратуру, администрацию города, министерство культуры и составила открытое письмо президенту Владимиру Путину.
Между тем руководитель областного управления по охране объектов культурного наследия Николай Петрищев заверил общественность, что заявление о начавшейся стройке не имеет под собой оснований: «Фирма «Гарантстрой» не только не получала разрешение на снос и строительство, но даже не обращалась за его получением». Чиновник напомнил, что проблема Чижовских казарм актуальна больше двадцати лет, и только теперь власти нашли возможность выделить средства и разработать документы, которые позволили бы решить, являются ли казармы объектами культурного наследия.
Очевидно, что проблема сохранения историко-культурного наследия в Воронеже сохраняет свою актуальность. Однако нельзя сказать, что все исторические здания Воронежа в данный момент находятся в плачевном состоянии. Некоторые из них сохранены.
Усадьба Быстржинских
С противодействием воронежцев сталкнулся и «Комплекттехстрой», - который ведет работы на знаменитой усадьбе Быстржинских на улице Платонова, то есть там, где бывал великий русский писатель Лев Толстой. Компания уже снесла пристройку памятника, уничтожила арку между двумя корпусами усадьбы, перешла к активным действиям по возведению новостройки, повредила стены комплекса зданий.
Заместитель прокурора Воронежа Вадим Смирнов обнаружил ряд нарушений законодательства при выдаче разрешения на работы, которые ведет «дочка» ДСК. «Нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации города и отсутствия надлежащего контроля со стороны руководства», - говорилось в его ответе общественности. Смирнов ставил вопрос о дисциплинарной ответственности виновных.
Впрочем, поскольку вопрос сохранения усадьбы находится под контролем не только гражданских активистов, но и губернатора Гордеева, высока вероятность того, что памятник историко-культурного наследия удастся сохранить в относительной целости.
Дом купца Балашова
Дом купца Балашова, расположенный на улице Куколкина, третий год является предметом обсуждения широкой общественности. Вопрос сохранения исторического памятника привлек внимание горожан после начала строительства новой очереди Центра Галереи Чижова.
Опасения воронежцев не оправдались, вопреки легкому пути признания здания новоделом с последующим получением разрешения на снос, в Ассоциации «Галерея Чижова» решили сохранить колорит Дома купца Балашова. Предварительно восстановив историческое здание, Дом интегрировали в торговый центр. Почему новоделом? Да потому, что дом Балашова был почти полностью разрушен во время немецкой оккупации и в дальнейшем реанимирован. В советский период и позже там располагалась администрация винзавода. Помнят ли воронежцы, как выглядел дом купца Балашова всего два года назад? Тогда здание напоминало скорее ветхий склад, нежели памятник историко-культурного наследия.
Сейчас Дом Балашова не узнать: вместо неприглядного ветхого строения со множеством самовольных пристроек вокруг, реконструкция воссоздала первозданный облик архитектурного сооружения и его уникальные элементы по подлинным чертежам, позволила сохранить подвальную кладку XIX века из старинного красного кирпича.
Очевидно, что проблема сохранения историко-культурного наследия в Воронеже сохраняет свою актуальность. Однако благодаря сознательности отдельных бизнесменов и активности горожан все же порой удается в фразе «спасти нельзя разрушить» поставить запятую в верном месте.
Новости на Блoкнoт-Воронеж