Воронеж Четверг, 02 мая
Общество, 05.05.2022 15:00

«Что же станет с родными, если я умру?»

Мой прадедушка видел войну… Мой прадедушка был на войне… Мой прадедушка вернулся с войны…

Историю о своем прадедушке рассказала нам читательница «Блокнот Воронеж» Мария. Такие истории, пропитанные геройством и мужеством, есть почти в каждой семье, в каждом сердце.

 

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

А.Т. Твардовский

Сержанта милиции города Таловая Воронежской области Ивана Андреевича Безрукова мобилизовали в первые дни Великой Отечественной войны. Ему - двадцатидевятилетнему новоиспеченному солдату - пришлось прощаться на вокзале не только с матерью и отцом, но и с женой Галиной, трехлетней Тасей и годовалым Валиком. Трудно представить, как главе семьи, единственному кормильцу, тяжело было оставлять родных.

Свое боевое крещение он принял на Западном фронте недалеко от Смоленска. Пулеметчик Иван шел в бой с болью в сердце. Нет, ему не страшно было воевать, он не боялся грохочущих снарядов и нескончаемых пуль, он боялся за свою семью. Одна мысль не покидала его: «Что же станет с родными, если я умру?».

Возвращаясь из боя уставший, он спускался в свою землянку или в окоп и перечитывал первые весточки от любимых. В этих письмах его заверяли, что дома все в порядке, все живы, здоровы, что получают хлеб и не голодают. И на душе у него становилось легче –  значит не пришла еще война в родные края.


Иван вместе с женой Галиной 

Дальше письма стали приходить не такими красочными: «подходит зима, а топить хату нечем», «в городе почти не осталось провизии», «дети начинают пухнуть от голода», «над головой все чаще кружат самолеты»…

На фронте дела обстояли не лучше. Озверевшие и не понимающие, как русские еще могут сопротивляться, фашистские войска быстро двигались к столице нашей Родины. Бои становились все ожесточеннее, а вера в Победу ослабевала.

Иван Безруков вместе со своим пулеметно-стрелковым полком отступал в глубь страны. Сердце уже болело не только за жену и детей, но и за товарищей, которым больше не суждено вернуться к своим семьям, за те клочки земли, которые пришлось оставить и которые теперь топчут немецкие сапоги.

В августе 1941 года недалеко от смоленской дороги в лесу среди болот полк Ивана немецкие солдаты взяли в окружение. Не один день наши солдаты пытались прорвать вражеское кольцо, боеприпасы заканчивались, приходилось питаться ягодами и корнями - закончился провиант, не хватало питьевой воды - вся уходила на пулеметы, коварные болота уносили жизни молодых парней, армия несла большие потери. Но не меньшие потери несли и немцы. Благодаря мужеству и силе духа русским, стиснув зубы, удалось выйти из окружения.

Немцы удивлялись, как нашим голодным бойцам удается так яростно сопротивляться против мощной военной машины Вермахта, а наши солдаты всеми силами пытались остановить врага. Но приходилось отступать дальше.

В декабре 1941 года шли ожесточенные бои уже за сердце нашей страны - за Москву. В этих боях принял участие и Иван. Русские не хотели, не могли, просто не имели права отдать фашистам Белокаменную. Бои шли не на жизнь, а на смерть. Кругом гремели "Катюши", самолеты сбрасывали бомбы, не утихала стрельба автоматов, взрывались снаряды. И день, и ночь, стоял оружейный дым. И день, и ночь кровь омывала землю. Наступили холода, солдаты мерзли в окопах, боеприпасов не хватало…не хватало и еды.

В одном из таких ужасных боев осколок снаряда нашел командира отделения Ивана. Ранило ногу. Но он не мог бросить своих солдат. Он остался на поле боя и помогал товарищам.

Когда бой окончился, Ивана отправили в госпиталь. Гангрена. Ампутация.

Домой вернулся на костылях в феврале 1942 года, ему было тридцать лет. Со слезами на глазах его встретили исхудавшая, измученная жена и голодные дети. Нужно работать, чтобы прокормить семью. Да много ли найдется работы для человека, у которого нет ноги? Но Иван нашел. Чем он только не занимался в те времена, чтобы заработать детям на кусок хлеба. И как тяжело этот хлеб ему давался.

И вот он в тылу рядом с семьей, помогает ей…но его не покидают воспоминания о кровопролитных боях, о падших сослуживцах, о товарищах, которые еще пойдут в бой. Но чем инвалид теперь может им помочь?

До конца войны Иван, как и все жители страны, следил за новостями с фронта. Радовался победам Советской армии, радовался каждому отвоеванному метру Русской земли, каждому освобожденному городу страны. Но кроме радости были и огорчения. Соседи, друзья, знакомые -  чуть ли не в каждый дом почтальон приносил письма «смерти». Одиннадцать тысяч мужчин не вернулись с той войны в Таловский район.

Закончилась война. Весна 1945 года принесла нескончаемую радость в сердце каждого жителя нашей страны. Снова мирное небо, снова тихие ночи, снова мир и спокойствие в душах людей.

Те, кто прошел всю войну, вернулись из Берлина Победителями и Героями, осыпанные цветами и благодарными поцелуями. Иван пришел с войны не вместе с ними, а намного раньше. Не шел он с ними в одном строю, не гнал фашистов в их логово, не устанавливал Знамя Победы над Рейхстагом, но все же он тоже Победитель.


Иван Андреевич Безруков мой прадедушка, мой Герой, мой Защитник.

Я горжусь моим прадедушкой. Он сражался на этой ужасной войне, он видел смерть, он видел страдания, он видел боль. Вернувшись домой без ноги, он брался за любую работу. После войны устроился в колхоз, где и проработал до самой смерти трактористом. После войны у него с женой родились еще двое детей Света и Вова.

   Мария Голубничая 


Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0