Конец «дела Сухачевой», сброшенная маска Бычкова и грандиозный рок-фестиваль: итоги 2022 года в воронежской культуре
Читайте также:
- Депутата Воргордумы Алексея Пинигина лишили мандата — его обвиняют в мошенничестве (21.12.2022 11:37)
- В созданную Путиным рабочую группу по мобилизации попали два воронежских депутата (21.12.2022 10:20)
- Вице-спикер Госдумы отреагировала на гибель ребенка в воронежском ДДИ, где привязывали детей (21.12.2022 09:15)
За прошлые 12 месяцев эта сфера претерпела большие изменения – как в негативном, так и позитивном плане.
В декабре 2022 года общественники высказали опасения за советскую мозаику в подземном переходе около Петровского сквера Воронежа. Концессионер перегородил ее пластиковым окном, и активисты подумали, что уникальному панно, созданному в 1986 году, придет конец. Однако затем компания, которая реконструирует подземку, развеяла все опасения. Мозаику никто не собирается уничтожать. Она будет очищена и подсвечена. Слева от панно расположится кафе, и его посетители смогут приятно провести время.
Тревоги общественности по поводу уничтожения мозаики были небеспочвенными. Дело в том, что такие произведения искусства уже уничтожали в Воронеже безвозвратно. С этим уходил и культурный слой советской эпохи. С этим убивалась память горожан о своем прошлом. И происходило это буквально в том же 2022 году.
Предлагаем читателям проанализировать, какие же метаморфозы испытывала в тот период воронежская культура. Были в ней, впрочем, и позитивные события.
Уничтожение «Полтинника»
Итак, если говорить о советской мозаике, то одно из произведений, выполненных в таком стиле, было уничтожено в прошлом году в ДК имени 50-летия Октября. Заодно был снесен и сам дворец культуры. Общественность забила тревогу еще летом 2021 года, как только стало известно, что «Полтинник» был продан «Аксиоме» депутата Воронежской гордумы Ивана Кандыбина и бизнесмена Сергея Журавлева за 509 миллионов рублей. При этом новые собственники не говорили, что именно ждет ДК.
Люди начали переживать, что здание, представляющее собой классический образец советского архитектурного модернизма, навсегда исчезнет ради возведения очередной многоэтажки. Была создана петиция на сайте Change.org. Ее подписали более 6 тысяч человек.
Но это не помогло. То, чего все так боялись, произошло – эксперты решили, что дальнейшая эксплуатация здания невозможна. На месте «Полтинника» решили построить культурно-досуговый центр с элементами жилья. На самом деле очередной жилой комплекс. А дворец культуры приговорили к уничтожению.
Когда начался демонтаж объекта, многие воронежцы стали с сожалением говорить, что уходит их прошлое. В «Полтиннике» многие занимались танцами, пели в ансамбле. Кроме того, начали кипеть страсти как раз по советской мозаике, которая была выполнена на космическую тематику.
Сначала мэр Вадим Кстенин заявил, что панно будет вывезено. Как именно это должно было произойти и где собирались хранить историческую ценность, не говорил никто. Неизвестно об этом и в настоящее время. Многие воронежцы говорят, что панно больше нет, раз власти сохраняют молчание.
В декабре прошлого года Союз архитекторов Воронежа продемонстрировал, как будет выглядеть ЖК с досуговым центром, который построят на месте снесенного Дворца культуры 50-летия Октября. Проект представляет из себя комплекс из трех секций (12-25 этажей). Там же будут размещены помещения для занятий в кружках, а еще – музей космонавтики.
Сброшенная маска Бычкова
В сфере отечественной культуры в прошлом году любопытным явлением стала реакция многих деятелей искусства на специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины.
В Воронеже главным культуртрегером давно является худрук Камерного театра Михаил Бычков. После начала СВО в 2022 году он долгое время сохранял молчание. Однако затем опубликовал пост в соцсети, где дал понять, что выступает от имени нескольких известных деятелей культуры: Олега Басилашвили, Игоря Золотовицкого, Игоря Костолевского, Дмитрия Крымова, Евгения Миронова, Андрея Могучего, Евгения Писарева, Константина Райкина, Марии Ревякиной, Виктора Рыжакова, Юрия Роста, Владимира Спивакова, Владимира Урина, Нины Усатовой, Валерия Фокина и Алисы Фрейндлих.
Все эти мастера культуры, по словам Бычкова, выступали как обычные люди. Среди них дети и внуки тех, кто воевал в Великой Отечественной войне. Есть и те, кто видел те самые «грозовые сороковые».
- Ушедший XX век принес человечеству слишком много горя и страданий. Мы хотим верить, что XXI век станет веком надежды, открытости, диалога, веком разговора человека с человеком, веком любви, сострадания и милосердия. Мы призываем всех, от кого это зависит, остановить вооруженные действия, отвести войска и сесть за стол переговоров. Мы призываем к сохранению высшей ценности - человеческой жизни, - написал господин Бычков, тем самым сбросив маску.
Facebook относится к компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
При этом в Сети мелькают сообщения о переводе средств бывшей Украине, подлинность их проверяется. Заметим, что 27 февраля 2022 года Генпрокуратура России заявила, что помощь иностранному государству в период проведения специальной операции будет расцениваться как госизмена.
- Необходимо учитывать, что оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, содержит признаки состава преступления, предусмотренного статьей 275 Уголовного кодекса Российской Федерации (государственная измена)», - сказано в пресс-релизе ведомства.
Остается отметить, что никто из подписавшихся деятелей культуры за все прошедшие 9 лет не призывал отвести ВСУ от Донбасса.
Отмена Платоновфеста
Надо сказать, что перед тем как выплеснуть свои сентенции по поводу «отвода войск и мирных переговоров», в марте 2022 года Платоновфест лишился художественного руководителя Михаила Бычкова. Он основал фестиваль в 2011 году. За эти годы под его руководством фестиваль стал настоящей визитной карточкой Воронежа.
- Почти двенадцать лет работы над проектом, открывающим Воронежу мировое искусство в самых разных его проявлениях, открывающим Воронеж миру, как один из гостеприимных центров российской культуры, заканчиваются. Мир изменился, и фестиваль в этом новом мире неизбежно изменится. Принимая это решение, я надеюсь, что все, что мы делали с командой фестиваля все эти годы, было не зря, – писал в прошлом году по этому поводу Михаил Бычков.
Михаил Бычков в прошлом на вручении Платоновской премии
В итоге Международный Платоновский фестиваль искусств в 2022 году и вовсе проводить не стали. В департаменте культуры Воронежской области говорили, что событие решили перенести на 2023 год «в целях сохранения международного статуса, насыщенности программы и высокого уровня организации». Дескать, прошлый год должен был позволить более тщательно проработать программу фестиваля и включить в нее ярчайшие события и имена современной российской и мировой культуры.
Конец дела Сухачевой по «Рождественским встречам»
Бывшая глава департамента культуры Эмилия Сухачева
Еще в прошлом году была поставлена точка в резонансной истории, которая долго была неразрешенной. 2 ноября 2022 года в Центральном райсуде Воронежа был вынесен приговор экс-руководителю регионального департамента культуры Эмилии Сухачевой и директору детской школы искусств №11 Александру Дорохину. Парочку признали виновными в мошенничестве группой лиц по предварительному сговору (часть 3 статьи 159 УК РФ).
Суд установил, что Сухачева и Дорохин похитили 870 тыс бюджетных рублей. Провернули аферу культурные деятели при подготовке благотворительного бала «Рождественские встречи». Праздник прошел 13 января 2019 года и обошелся области в 5,5 млн рублей. На благотворительном вечере выступили Игорь Саруханов, Евгений Дятлов, вел мероприятие Юрий Стоянов.
В результате Сухачеву приговорили к 2,5 годам условно, а Дорохина – к 2 годам условно. Дело рассматривали в суде с 2020 года. Тогда источник нашего издания говорил, что вся уголовная история была на грани развала. И будто бы свою роль в этом играет мощный ресурс Татьяны Гордеевой, супруги, экс-губернатора Воронежской области. Не секрет, что Эмилия Сухачева, как правило, была лишь исполнителем воли Татьяны Александровны, которая фактически решала «культурные вопросы» в регионе в предыдущее десятилетие.
Татьяна Гордеева, жена бывшего губернатора Воронежской области Алексея Гордеева (справа)
- Просто ею была поставлена задача – найти финансирование, - комментировал источник «Блокнот Воронеж» в облправительстве. - Начальство сказало, сделай так, чтобы «Рождественские встречи» прошли не хуже, чем в прошлом году, а - лучше. Она и постаралась. И она решила данный организационный вопрос, как смогла. А смогла она это сделать небезупречно. Как и все, где надо проявить собственный талант. Да еще брата подключила (им называли Дорохина), чего вообще делать не стоило. Но больше, наверное, она никому в тот момент не доверяла.
Предполагалось, что супруга нынешнего вице-спикера Госдумы может вникнуть и порадеть за послушную ей во всем Сухачеву. Но, судя по сумме, вменяемой Сухачевой и Дорохину (третий участник схемы – бизнесмен, по непроверенной информации, умер), этого не вышло.
Вспомним, что сразу после появления новости об уголовном преследовании Эмилии Сухачевой воронежский «Коммерсантъ» написал, что одним из подозреваемых является глава дирекции Международного Платоновского фестиваля Любовь Пристинская. Ведь тендеры по организации губернаторского бала-2019 проводила как раз дирекция Платоновфеста Михаила Бычкова, большого «друга» Эмилии Сухачевой. Госпожа Пристинская тотчас опровергла информацию о своей причастности к делу.
А Михаил Бычков выглядит главным бенефициаром в данной истории.
Упадок культурной инфраструктуры
МКУК «Латненский городской дом Культуры»
И на фоне всех этих скандальных историй, о которых мы рассказали выше, по всей Воронежской области в прошлом 2022 году наблюдалась тотальная деградация культурных объектов. К примеру, в Семилукском районе по материалам прокурорской проверки возбуждали уголовное дело по ч 4 ст 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере».
Прокуратура выявляла, что осенью 2018 года представители МКУК «Латненский городской дом Культуры» и ООО «ДомСтрой» подписали контракт, по которому предприятие должно отремонтировать здание ДК. Работы оценили в 10,2 млн рублей. Эта сумма была выделена из региональной казны. Однако позже эксперты заметили, что подрядчик «ДомСтрой» некачественно выполнил свою работу. Материальный ущерб составил свыше 1,8 млн рублей.
Кроме того, в июне 2022 года Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина нагрянула с проверкой прокуратура. Это образовательное учреждение располагается в Боброве. Там обучают музыкантов, певцов, танцоров, библиотекарей. Прокуратура решила проверить, как в училище соблюдаются законы о несовершеннолетних. Результаты оказались неутешительными.
Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина
Оказалось, что в училище культуры питание воспитанников было организовано с нарушениями. Это же касалось и условий проживания в общежитии детей-сирот. Продукты в образовательном учреждении хранили так же с нарушениями. Были еще выявлены недостатки в профилактической работе с несовершеннолетними. Наконец, нарушались правила пожарной безопасности, имущественные и социальные права учащихся.
Грандиозный фестиваль и 350-летие Петра I
А теперь расскажем, что же позитивного произошло в сфере воронежской культуры в прошлом 2022 году. Главным событием в этом плане, безусловно, стало грандиозный рок-фестиваль «Чернозем». Он проходил с 19 по 21 августа около сити-парка «Град».
Так, на сцене выступили такие команды, как «Таймсквер», «Аффинаж», F.P.G, «Наив» с симфоническим оркестром и «Ария», МУККА», «Маваши Group», «Ундервуд», «Бутусов», «Эпидемия», «Биртман», «Северный флот» «25/17», «Симфоническое кино».
Организаторы записали видео, что царило около сити-парка «Град». Судя по ролику, на «Черноземе» царила сумасшедшая атмосфера, и люди были наполнены самыми лучшими эмоциями:
Для гостей фестиваля было предусмотрено два входа: главный — для обладателей однодневных и трехдневных билетов, а также вход №2 — для посетителей зоны «Чернозем-лаунж». На фестивале работала зона фудкорта и бары, где можно было перекусить и купить напитки, бесплатные санузлы, медицинская служба, пункт полиции.
Еще там можно было увидеть зоны отдыха, знаменитый памятник Аленке, зону бесплатных развлечений (аэрохоккей и т.д.). Наконец, на фестивале организовали зону торговли, где можно было купить официальный мерч с персонажами «Чернозема» — Красной Накидкой, тамбовским волком, котенком-панком с улицы Лизюкова (или с ВАЕВ?) или воронежской Аленкой и другие сувениры.
Вообще на сферу воронежской культуры в 2022 году выделили 2,7 млрд руб без учета финансирования на объекты капитального строительства. До конца прошлого периода чиновники должны были освоить 100% этих средств.
В департаменте культуры Воронежской области назвали несколько крупнейших проектов, которые удалось реализовать за 2022 год. Во-первых – это празднование 350-летия со дня рождения Петра I. В рамках этого события в регионе прошло 80 крупных мероприятий по таким направлениям, как научно-просветительская, культурная, туристическая, издательская деятельность, популяризация историко-культурного наследия, модернизация материально-технической базы объектов культуры, связанных с деятельностью великого императора.
- Кроме того, на протяжении всего года в рамках празднования 80-летия проведения операции «Малый Сатурн» реализовались мероприятия различной направленности как на территории областных, так и муниципальных учреждений культуры Воронежской области, - прокомментировали в ведомстве.
Комментарий эксперта
Для оценки воронежской культуры в прошлом 2022 году мы решили обратиться к эксперту. Им выступил заместитель главного редактора «Культура ВРН» Юрий Данилов:
– Культура –девушка на иждивении. При прежнем губернаторе была любимой дщерью, теперь стала падчерицей, вынужденной сильно злоупотреблять косметикой, чтобы хоть кому-то нравиться.
Алексей и Татьяна Гордеевы благоволили культуре и искусству – что было, то было. Восторженно отзывались о концертах Веры Полозковой. Привечали Марата Гельмана. Прислушивались к мнению и рекомендациям Марины Давыдовой. Восторгались спектаклями Дмитрия Крымова, Тимофея Кулябина, Эстонского театра и Михаила Бычкова.
Дали полный карт-бланш своему фавориту, который радовал воронежцев встречами с Линор Горалик, Петром Алешковским, спектаклями типа «100% Воронеж», рытьём котлована, радужными шествиями, бесконечным авангардом и прочим искусством – за очень большие деньги. Их получатели обалдевали от щедрости дирекции Платоновского фестиваля и восхваляли эту институцию на все лады.
А потом многие из них уехали за границу и даже были объявлены в розыск.
Воронежской культуре этот многолетний шабаш на пользу не шёл. Она влачила жалкое существование «по остаточному принципу» и чахла.
Полегчало ли ей сейчас, при новом главном областном начальнике? Нисколько. Во-первых, прежний босс старается управлять всеми процессами из столицы. Во-вторых, теперешний искусство не понимает и не жалует. А то разве терпел бы он такого руководителя департамента культуры?! Надо суметь низвести до прискорбного состояния как минимум три профессиональных театра из пяти.
Особенно обидно за Театр кукол, который по какому-то недоразумению продолжает носить имя Валерия Вольховского, а на самом деле является театром Кыцика Мыцика. На сцене «Шута» воцаряется примитив, теряются навыки и умения, которые нарабатывались десятилетиями. Боюсь, точка невозврата уже пройдена.
Разве будет профессиональный человек во главе департамента терпеть рутину и нафталин в Краеведческом музее, где даже стёкла входных дверей засижены мухами?
Неверно расставленные приоритеты и акценты, ставка на отчётность, неумение и нежелание действенно поддерживать оставшихся талантливых художников, музыкантов, постановщиков неизбежно приводят к постепенному угасанию искры Божией. Воронежская культура превращается в дорогостоящую размалёванную Потёмкинскую деревню, за фасадом которой – мусор, паутина и равнодушие.
Оценка воронежской культуры прошлых лет
В сфере культуры, как и в других отраслях, мы подводили такие же итоги года последние 5 лет. В конце мы предлагали читателям поставить оценку за тот или иной период воронежской культуре по 5-балльной шкале. Также мы давали возможность проголосовать - лучше или хуже становилась эта сфера за определенный год.
В 2017 году 124 читателя нашего издания поставили воронежской культуре средний балл 1,95 из 5. Еще из 107 респондентов 14,02% голосовали за то, что культура становилась за тот период лучше, а 85,98% - хуже.
В 2018 году в оценке участвовали 78 человек. Они поставили воронежской культуре средний балл 2,12 из 5 возможных. Кроме того, из 72 читателей 16,67% проголосовали за то, что культура становилась лучше, а 83,33% - хуже.
До 1,76 из 5 возможных снизился средний балл воронежской культуры в 2019 году (оценивали 87 человек). Из 99 респондентов 12,12% проголосовали за то, что культура становилась за тот период лучше, а за то, что она становилась хуже, голосовали 87,88% опрошенных.
Еще ниже средний балл культуры упал в 2020 году - до 1,73 из 5 возможных (оценивали 49 читателей). Еще из 43 респондентов 6,98% заявили, что воронежская культура становилась лучше, а 93,02% - хуже.
Ну и в 2021 году 89 читателей поставили воронежской культуре средний балл 1,51 из 5. А из 105 респондентов 6,67% голосовали за то, что культура становилась лучше, и 93,33% - хуже.
Сегодняшний глас народа
Возможность поучаствовать в таких же опросах есть и по итогам 2022 года. Правда, сначала мы хотели бы показать читателям, как простые воронежцы на улице оценили местную культуру за прошлые 12 месяцев:
Подготовил Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж