Памятник польского зодчества вытеснила невзрачная хрущовка в Воронеже
Читайте также:
- Как в Воронеже в первый раз начали отмечать День святого Валентина (14.02.2020 07:01)
- Воронежский епископ ответил на обвинения в «нехристианском поведении» (04.09.2018 20:01)
- Воронежский губернатор познакомил внука с антивоенными традициями (14.06.2017 09:21)
В храме начинали и заканчивали свою духовную жизнь все католики нашего города, но это в итоге никто нет оценил.
В конце июня Воронеж потрясла новость о сносе 120-летнего дома Адольфа Вигандта на улице Кольцовской, 15.Он п редставлял из себя двухэтажное строение из красного и белого кирпича. Какое-то время здание относилось к хлебозаводу №4. Владельцем земельного участка на Кольцовской, а также и самого исторического строения, являлось ОАО «Тобус», входящее в Русскую продовольственную компанию. Однако затем произошла сделка по продаже недвижимости. Дом приобрела структура строительной организации «Акцент» ООО «Управляющая компания «Работница».
Демонтаж старинного здания возмутил воронежскую общественность. Снова начались разговоры о том, что в столице Черноземья никто не ценит собственную историю. Замечания были справедливыми, ведь от прошлого в нашем городе остается все меньше и меньше объектов. Процесс уничтожения ценных зданий и памятников, надо сказать, начался не вчера и даже не позавчера. Сейчас уже никто не помнит, как в 60-е годы прошлого века советская власть снесла красивейший польский католический костел.
Об истории этого религиозного сооружения наше издание хотело бы рассказать в рамках этого материала.
Как известно, господствующей церковью в Российской империи было православие. Более того, это была государственная структура, которая производила записи гражданского состояния населения. В церкви заключались браки, выдавались свидетельства о рождении и смерти. Тем не менее, каких-либо препятствий большинству других религиозных структур никто не чинил. Одной ступенью ниже Русской православной церкви считались «признанные вероисповедания», которые представляла значительная часть населения страны. Так, никто русским в Сибири позволялось быть старообрядцами, немцам или финнам – протестантами, евреями – иудеями (правда для них определялась черта оседлости), киргизам – мусульманами, а литовцам или полякам – католиками.
Представители последней из перечисленных церквей, что примечательно, ранее были довольно широко представлены в Воронеже. В наш город они стали попадать после Национально-освободительного восстания в Варшаве в 1861 – 1863 годах. Жителей Царства Польского, которое находилось под юрисдикцией Российской империи, стали массово высылать в различные города. Исключением не был и Воронеж. Так, у нас появилась в итоге появилась община поляков, которая насчитывала около 1 тыс человек.
Эти вынужденные эмигранты были заинтересованы в том, чтобы у них было бы место для отправления своих религиозных культов. Поскольку поляки традиционно исповедуют католицизм, то от них в 1889 году поступило обращение в Воронежскую городскую Думу о выделении участка под строительство костела. В законодательном органе рассмотрели это письмо и отвели под храм землю на улице Лесных дворов (ныне – улица Кольцовская).
Проект костела создал архитектор Станислав Людвигович Мысловский. Средства на строительство были общественные. То есть, деньги собирали сами поляки. И вот, закипела бурная работа, которая привела к тому, что католический храм в Воронеже был построен довольно за короткий срок. Первую мессу отслужили в нем в том же 1889 году в память о святом Александре.
- Невысокое здание в псевдоготическом духе, с узкими стрельчатыми арками, с яркой вязью краснокирпичных стен, не затерялось в сутолоке улиц старого Воронежа. Многие из горожан помнят костел, выглядевший контрастно на фоне окружающей застройки. Непривычно для русского глаза выглядело и внутреннее убранство храма. Вместо православного великолепия – строгая и аскетичная простота, дубовые скамьи для прихожан, духовная музыка – все это подчеркивало единственность и неповторимость оплота католицизма в срединной России, - писал журналист и краевед Александр Акиньшин.
Со своего основания костел в Воронеже стал центром для всех, кто считал Папу Римского наместником Бога на Земле. Многие католики начинали в нем свою духовную жизнь при крещении и заканчивали ее при отпевании. В 1892 году там обратили в веру Христову сына гимназического учителя музыки Витольда Ганнибаловича Ростроповича Леопольда. Этот воронежец стал затем известным композитором, а его сын – всемирно известным виолончелистом Мстиславом Ростроповичем.
Мстислав Ростропович
После того, как Польша обрела независимость, начался массовый отток католиков из нашего города. Однако костел продолжал действовать все 20-е годы XX века, несмотря на кампанию большевиков по навязыванию населения атеистических представлений. Советская власть совершила первую попытку закрыть храм на Кольцовской в 1931 году. Поводом назвали угрожающее состояние церкви. Дескать, последний раз она ремонтировалась еще до революции. Тем не менее, ВЦИК решение не утвердил, сославшись на то, что у «католиков не было возможности провести восстановительные работы в костеле».
Вид на костел в советские годы
В 1932 году была совершена вторая попытка закрыть храм. Этого власти добились, заявив, что городу нужны помещения под хозяйственные нужды. Как именно начали использовать костел, сейчас неизвестно. В исторических хрониках сообщается только то, что во время бомбежек в Великую Отечественную войну церковь хоть и получила серьезные повреждения, осталось целой.
- В июне 1947 года горисполком передал костел в пользование евангельских христиан-баптистов. Молитвенный дом на бойкой улице вблизи вокзала казался идеологическим ревнителям не очень уместным, да и отношение власти к сектам всегда было хуже, чем к православной церкви. К тому же на костел надвигалось массовое строительство кирпичных пятиэтажек, ныне презрительно именуемых хрущовками, - писал краевед Александр Акиньшин.
В итоге в 1962 году горисполком решил закрыть молитвенный дом евангельских христиан-баптистов и передать земельный участок, на котором стоял костел обществу капитального строительства. Храм, некогда являвшийся духовным центром всех воронежских католиков, а потом – протестантов был взорван ночью. Началось строительство жилого дома по улице Кольцовской, 17. Той самой банальной хрущовки. Как раз рядом с тем местом, где находилось снесенное недавно здание Адольфа Вигандта.
Дом на месте взорванного костела
Только во времена СССР никто не сокрушался по потерянному костелу. В его защиту не высказывался ни один из общественников.
Подготовил Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж