Пытка виадуками, сказки о метро и открытие моста через водосброс: итоги 2020 года по воронежским дорогам
Читайте также:
- Тело пенсионера обнаружили рядом с воронежским детским садом (18.12.2020 16:30)
- На фоне «напресточников» в 90-е годы открывали букмекерскую контору в Воронеже (19.12.2020 09:00)
- «Страшно, очень страшно»: жители пришли в ужас от нового памятника в Нововоронеже (18.12.2020 22:00)
Пока чиновники рапортовали об успехах в отрасли, новые магистрали строились медленными темпами.
Известная цитата Гоголя про две российские беды, в отношении дорог особенно характерна для Воронежа. Наиболее заметно это стало в прошедшем 2020 году, когда ограничения, из-за пандемии коронавируса, повлияли на реализацию множества важных дорожных проектов в столице Черноземья. Часть из них, все же удалось выполнить, но осталось еще много нерешенных проблем.
В минувшем году не исчезла и главная беда воронежских дорог – ежедневные многокилометровые пробки. Весной 2020, большинство людей сидело дома и магистрали были свободными, как никогда раньше. Когда самоизоляцию начали поэтапно снимать, на дороги вернулись вереницы автомобилей, которые часами простаивали в заторах. Пробки на Московском проспекте, Остужевском кольце, на 9 Января и других участках стали уже перманентными.
Предлагаем читателям вспомнить все то, что наблюдалось в дорожной сфере за прошедшие 12 месяцев.
Итоги 2020 года в сфере воронежских дорог:
Срыв заявленных планов по многострадальному виадуку
В начале прошлого года для столицы Черноземья существенной проблемой была ситуация со строительством виадука на улице 9 Января. Путепровод начали капитально реконструировать с октября 2019-го, полностью перекрыв по нему движение транспорта. В результате огромную часть воронежских дорог парализовали дорожные заторы. Автомобилисты были вынуждены искать пути объезда, следуя в центр города из Коминтерновского района по Московскому проспекту и проспекту Труда, по улицам Солнечной, 45-й Стрелковой дивизии, Беговой. Как результат – каждый час пик в этих местах образовывались огромные пробки.
В феврале прошлого года на совещании в мэрии Воронежа власти поднимали вопрос хода работ по реконструкции виадука. Тогда глава города Вадим Кстенин напомнил собравшимся о необходимости открыть обновленный путепровод к 1 июня. «Несмотря на всю сложность реконструкции и объективные факторы», - звучало от мэра столицы Черноземья.
Февральское совещание мэра по дорогам
Трудности последовали буквально через два месяца, в апреле 2020 года, когда вся Воронежская область ушла в режим самоизоляции. В администрации города выступили перед прессой с заявлением о приостановке работы бетонных заводов, о том, что к реконструкции виадука ремонтники не допускаются с малейшими признаками ОРВИ. То есть, ожидался срыв графика по открытию моста к 1 июня. Что и произошло.
В городской администрации ссылались на контракт, по которому срок окончания работ запланирован на осень. Однако, автомобилистам и пассажирам общественного транспорта такие заявления не придавали оптимизма. В итоге 1 октября в 23:07 свершилось, наконец, событие, которого с нетерпением ждали местные жители. Путепровод на 9 Января был торжественно открыт. Автомобилисты отметили запуск виадука массовыми гудками.
Следом за открытием этого моста у воронежских водителей образовалась новая проблема. Около «Работницы» на улице Ленина стали реконструировать другой виадук, так же полностью перекрыв по нему движение транспорта. Автомобилям указали пути объезда путепровода – через набережную Массалитинова, а далее – через Коммунаров, окольными дорогами через Ломоносова или Чернавский мост. Контрактный срок завершения работ- май 2021 года.
Возможно, специалистам удастся ускорить реконструкцию и запустить техническое движение по мосту у «Работницы» уже в наступившем январе, о чем ранее говорил мэр Вадим Кстенин. Это станет реальностью, если рабочие за период ремонта не болели, поставщики материалов не срывали сроков, техника не выходила из строя, а на стройке не было никаких сюрпризов.
В общем, этих «если» много.
У стратегического проекта мэрии начались проблемы
Власти Воронежа неоднократно заявляли о грандиозных планах в отношении городских дорог. К ним относились и создание дублера Московского проспекта, и прокладка кольцевой автомагистрали, и возведение новых виадуков над железнодорожными путями. Однако все это лишь далекие перспективы. Наиболее значимым проектом должна стать Остужевская развязка на левом берегу города. Под нее для водителей даже создали альтернативный путь от улицы Минской до Землячки. Мэрия называет Остужевскую развязку стратегическим проектом.
Грандиозный дорожный объект, стоимость создания которого оценивается в 5-6 млрд рублей. Автором проекта выступил «Гипрокоммундортранс». Общая площадь - 36 га. По планам, развязка свяжет улицу Остужева и Ленинский проспект правоповоротными съездами. Объект предполагает две параллельные эстакады. На пересечении с Минской сделают развязку «клеверный лист», а возле остановки ДК «Электроника» планируют возвести надземный пешеходный переход. Начало строительства намечено сразу же после завершения работ на виадуке у «Работницы».
Проект Остужевской развязки
Но здесь так же проявились свои сложности. В ноябре прошлого года СЗ «ЛТДМ Развитие» (входит в ГК «Развитие» Сергея Гончарова) обратился в воронежский арбитраж с иском к мэрии по поводу планов по строительству развязки. Компания решила оспорить изменение функциональной зоны земельного участка площадью в 1 га на Остужева, 1в, который находится в ее собственности. Там организация планировала построить 16-17-этажное здание.
Глава компании «Развитие» Сергей Гончаров выразил готовность безвозмездно отдать городу под развязку 20%-25% своего участка на Остужева. Главным условием девелопера стала возможность строительства планируемого жилого дома на оставшемся участке земли. В мэрии на это заявили, что возводить жилые объекты внутри развязки нецелесообразно. Суд, тем не менее, ввел обеспечительные меры на изменения функциональной зоны участка. А компания- владелец участка ходатайствовала о проведении экспертизы по проблемной земле.
Как видим, у грандиозного дорожного проекта городских властей в прошлом году появились проблемы уже в зародыше.
Похороны метрополитена
С еще одним стратегическим дорожным проектом чиновников в минувшем году воронежцы распрощались минимум на 11 лет. Речь идет о так называемой системе легкорельсового транспорта, которую в народе окрестили просто «метро». Разговоры о реализации этого проекта велись еще четыре года назад. Изначально планировалось создать полноценную подземку, но потом власти остановились на комбинированном варианте под землей и над ее поверхностью. После брифинга «Город и транспорт» в сентябре 2020 года, стало известно что реализация этой задумки отложилась минимум до 2031 года.
На совещании говорилось, что эксперты поставили на первое место модернизацию имеющейся системы общественного транспорта, а также строительство развязок и дублеров, что должно сделать жизнь людей комфортнее и лишить их пробок. При этом в Генплан, который рассчитан на 2021-2041 года, заложили свыше 150 километров линий рельсового транспорта с учетом градостроительной ситуации.
Брифинг организации "Город и транспорт"
Стоит сказать, что еще в июне 2017 года был объявлен конкурс на технико-экономическое обоснование создания системы легкорельсового транспорта. Победу в тендере одержала компания «Киносарг»,которая в рамках разработки проекта Воронежского метро предлагала три ветки: Московско-Авиазаводскую, Тамбовско-Курскую и Ростовско-Семилукскую. В конце 2019 года на предприятие подали в суд за срыв сроков. «Киносарг» оштрафовали на полмиллиона. Тогда подрядчик попытался обжаловать наказание.
Проект Воронежского метро компании "Киносарг"
Таким образом, выходит, что судебные тяжбы и иные действия и заявления чиновников по этому вопросу в 2020 году оказались бессмыслицей.
При наличии денег строительство новых дорог велось крайне низкими темпами
Контрольно-счетная палата Воронежской области в октябре прошлого года сообщила о завершении аудита эффективности использования средств регионального Дорожного фонда. Проверкой были охвачены автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения. Согласно отчету КСП, протяженность автомобильных магистралей регионального и межмуниципального значения увеличилась с 2017 года на 72,6 км и в 2020 году составила 8 тыс 921 км. Таким образом, в среднем за год в регионе строилось около 18 км новых дорог или 500 метров в каждом из 34 муниципалитетов. Это составляло около 0,2% от общей длины автомобильных дорог регионального значения. Очевидно, что при таких темпах еще нескоро удалось бы довести магистрали до нормативного состояния.
В отчете КСП рапортовалось, что в Воронежской области 69,38% региональных дорог соответствуют нормативным требованиям, и по данному показателю регион уступал только Москве (с ее 97%). Если на этот вопрос посмотреть с другой стороны, получается, что 30% региональных дорог не соответствуют нормативам эксплуатации. А это ни много, ни мало, а 2800 км магистралей. В целом ситуация в дорожном строительстве за 4 года перед 2020-м не пришла к заметному улучшению, хотя финансирование отрасли постоянно увеличивали, и оно составляло ежегодно около 16-17 млрд рублей. Это не считая дорог федерального значения, финансирование которых происходило из других источников.
Необходимо учесть, что качество муниципальных дорог в 2020 году было значительно хуже, чем региональных. Так, по данным Воронежстата, только 46,6% автодорог общего пользования местного значения имеют твердое покрытие. Ситуация в сельских поселениях и того хуже, так как там, зачастую, отсутствуют дороги с твердым покрытием, и в ненастье по селу люди могут передвигаться только на тракторе. В целом доля дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, составила в муниципалитетах от 30 до 80 процентов.
В довольно гладком отчете КСП также сообщалось о неких нарушениях, которые аудиторы выявляли в региональном департаменте дорожной деятельности и городском управлении дорожного хозяйства. Однако в чем именно они выражались – не уточнялось.
Новая жизнь улиц частного сектора и открытие моста на плотине
Несмотря на скандальные ситуации, а также вводимый в Воронеже локдаун в 2020 году, властям все же удалось за прошлые 12 месяцев выполнить ряд проектов по городским магистралям. Чего стоит очередное досрочное завершение федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». В рамках этого нацпроекта новую жизнь в столице Черноземья получили 28 улиц общей протяженностью в 37,6 км. Среди городских пространств, где проводились ремонтные работы, можно выделить: проспект Революции, улицы Ленинградскую, Ростовскую, Кропоткина, 40 лет Октября. Было бы несправедливо говорить о том, что в 2020 году власти ничего не делали с воронежскими дорогами.
Отдельного разговора заслуживают улицы частного сектора. Впервые за много лет они получили новую жизнь. За прошедший период там обустраивалось асфальтовое покрытие на дорогах и создавалась необходимая пешеходная инфраструктура. В рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы», работы проводились в частном секторе на Шишкова, (от улицы Лидии Рябцевой до улицы 45-й Стрелковой дивизии), Товарищеской, Танкиста Серебрякова, Бунакова, автодороге на Дальние Сады.
- В мае прошлого года завершен капитальный ремонт моста через водосброс водохранилища (мост построен в 1972 году, это его первый капитальный ремонт), - рассказали журналисту «Блокнот Воронеж» про обновление важного объекта, расположенного на Шиловской плотине.
В качестве заслуг городских властей можно отметить реконструкцию улицы Острогожской от улицы Теплоэнергетиков до поворота на плотину водохранилища. В будущем там должно быть организовано 4-полосное движение (по две в каждом направлении, встречные потоки будут разделены). Также в процессе реконструкции будет выполнено строительство перекрестка с кольцевым движением и разворотными петлями, тротуара и велодорожки, ливневой канализации, наружного освещения.
Комментарий эксперта
Анализируя итоги 2020 года в сфере воронежских дорог, мы обратились за комментарием к руководителю автомобильного издания и канала CarzClub Алексею Шамарину:
- Ремонт виадука, пробки, заваленные снегом платные парковки, выделенная полоса для общественного транспорта, абсолютно бессмысленный запрет на поворот на Переверткина. Вот и весь комментарий. Если власти борются с пробками, надо бороться с причиной их появления, а не следствиями. По дорогам, вернее, их качеству - изменений не заметил.
Глас народа
Однако лучшей оценкой воронежских дорог, стали комментарии местных жителей. Для этого мы провели провели опрос прохожих на улице:
Подготовил Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж