«Союз спасения» спасает современную Россию… от феминизма
Читайте также:
- За «оскорбление чести и достоинства» экс-вице-губернатора Макина воронежскому пенсионеру грозит срок (28.12.2019 21:03)
- «Политика с Лихом» вскрыла сердце политолога Дмитрия Нечаева (27.12.2019 21:03)
- Массовое восстание обочечников сняли в Воронеже (15.05.2019 08:03)
Если писать про кино «Союз спасения» 9 января, то – о том, что ещё не было замечено.
Первое наше с друзьями удивление – это переполненные залы, хотя везде пишут, что фильм плохо идёт в прокате. В четвёртый день нового года мы начали свой кинопоход с «Максимира», но на ближайшие сеансы там уже не было билетов даже на два места рядом. Поехали в центр Воронежа, и там тоже столпотворение зрителей. Разных возрастов и сословий. Вообще, на этот фильм, наверное, хорошо ходить с семьёй, даже с детьми меньше категории «12+». Кино не подведёт – всё пристойно и красиво.
Кстати, эксперты с первых дней отметили, что материальная культура (архитектура, мундиры, награды, причёски с бакендардами вперёд) воспроизведена на отлично. Ошибок практически нет, что редкость для кино вообще, а тем более для кино, которое делали те же люди, что и бестолкового грязного «Викинга».
Зато у специалистов есть претензии по смыслу. Мол, про что кино. Это, конечно, интересный вопрос. Потому что однозначного отношения к так называемым «декабристам» не было даже в СССР. Хотя, как известно, «декабристы» разбудили Герцена, а он затем всех остальных революционеров.
Наверное, именно поэтому главными героями советского «декабристского» фильма «Звезда пленительного счастья» стали не Трубецкой с Пестелем, а - жёны «декабристов». Вообще, есть мнение (и лично я с ним целиком согласен), что основной вклад в Историю восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года заключается в появлении и закреплении в массовом сознании образа героических «декабристских жён». Женщины 19 века из плоти и крови воплотили в жизнь то, о чём до этого читали только в романах. И потеснили романных героинь своей настоящей жизнью.
Тем любопытнее, что никаких «декабристских жён» в «Союзе спасения» вы не увидите. Никаких вам «Кавалергарды, век недолог…», так что «не обещайте деве юной любови вечной на земле».
Более того – в кино вообще почти нет женщин. Что можно рассматривать даже как вызов в эпоху, когда фемины на просвещённом Западе отвоёвывают себе всё больше места под солнцем, отбирают прежние мужские роли (взять хотя бы последние «Звёздные войны»).
В «Союзе Спасения» есть просто жёны – Трубецкого, Рылеева, царя Николая Павловича, есть ещё Дапкунайте мимоходом. Не поверю, что хотя бы каждый десятый зритель запомнил, кого именно она играет. Тем более, если учесть, что, скажем, условного Муравьёва-Апостола с условным Бестужевым-Рюминым можно легко путать на протяжении всего фильма.
Единственная актриса, получившая сколько-нибудь весомое экранное время – это Софья Эрнст, супруга (а не дочь, как кто-то мог подумать) главного продюсера кино.
И это, само по себе, замечательный факт. Во-первых, какой смысл делать картину, если ты не можешь снять в ней свою жену актрису. Во-вторых, в наших российских реалиях 20-х годов 21 века, если женщина жаждет красивой славы, то вдобавок к таланту (который желателен, но не обязателен), у тебя должен быть могущественный партнёр-мужчина. Как Константин Эрнст у Софьи Эрнст или как известный банкир у Наили Аскер-Заде.
Тут вам не Голливуд, не Париж, не Лондон. Это – Россия. И затевать здесь свою игру могут только мужчины.
По-моему, это главный месседж отчётного кино.
И политический посыл (сравнение «декабристов» 1825-го с «декабристами» 2011/12 годов) хорошо ложится на эту, генеральную линию. Как там называли «белоленточную революцию»? Восстанием норковых шуб, кажется? Вот выстервились и хватит. Собчак и Божена, заластанные одними из первых на Триумфальной будут преданы забвению. Ибо, как и «декабристы», хотели счастья (буржуазную революцию) для себя любимых. А в головах был один хамон…
Под занавес несколько слов об идеале мужественности прошлой эпохи – Александре Домогарове. В 1997 году он сыграл лучшего графа де Бюсси в истории кинематографа, теперь – графа Милорадовича, генерал-губернатора Санкт-Петербурга. Фигура графа Милорадовича – центральная во всём восстании на Сенатской площади. Блестящий генерал, чудом уцелевший в самой кровавой битве под Прейсиш-Эйлау, оставшийся невредимым при Бородино, настоящий русский воин был предательски убит в спину в центре столицы, которой руководил.
В истории остался апокриф о том, как граф Милорадович стыдил бунтовщиков. Вот как это описано в источниках:
- Солдаты!.. Кто из вас был со мной под Кульмом, Лютценом, Бауценом, Прейсиш-Эйлау… Кто из вас хоть слышал об этих сражениях и обо мне? Никто? Никто не был, никто не слышал?!"
Он торжественно снял шляпу, медленно осенил себя крестным знамением, приподнялся гордо на стременах и, озирая толпу на все стороны, с прекрасным движением руки вверх произнес величественно и громогласно:
- Слава Богу! Здесь нет ни одного русского солдата!
Потом то же самое граф повторил офицерам «осрамившим русский мундир».
В кино этого нет. Милорадович-Домогаров только произносит, по-моему, кусок про шпагу, подаренную ему Константином Павловичем. Затем пытается увести полки с площади, получает штыком и пулю в спину.
Но, что важнее, Милорадович-Домогаров и до своей гибели показан человеком с какой-то странной позицией.
Вот он заверяет испуганного Николая, что будет стоять за него горой, а рядом в кадре говорит про Константина «наконец у нас будет царь-рыцарь», а не Николай, который пороху не нюхал.
В общем, женщин на первые роли пускать не будем, оголтелому феминизму главное политическое кино минувшего года поставило заслон. Но и с прежним идеалом мужественности что-то не то в России сотворилось. А какие мужчины теперь будут востребованы, узнаем в своё время.
Виктор Лиходзиевский