Воронеж Пятница, 29 марта
Общество, 02.04.2020 19:02

Творческий порыв мастерицы прославил Воронеж на весь земной шар

В середине прошлого века художница создала каплевидную игрушку, которая затем вошла в топ-25 народных художественных промыслов страны.

В условиях режима всеобщей самоизоляции улицы Воронежа опустели. Изредка можно встретить одинокого прохожего, который выбрался в магазин за продуктами, идет в родственникам или по другим неотложным делам. Все остальные местные жители в большинстве сидят по домам. Ничего не поделаешь – таков указ губернатора Александра Гусева, дабы не произошло массовое распространение коронавирусной инфекции. Как известно, страшная зараза COVID-19 по состоянию на 2 апреля уже унесла жизни 47 тыс 273 человек (в России на аналогичную дату показатель составляет 30 человек).

А что же делают сутками дома воронежцы, когда не могут свободно выходить из дома? Кто-то говорит, что читает, кто-то – смотрит фильмы, кто-то дистанционно работает, а кто-то – осваивает для себя новые ремесла. Интернет полон фотографий, как местные жители, сидя на самоизоляции, начали делать фигурки из пластилина, пробовать рисовать картины, писать стихи. Быть может, именно так зародится новое народное творчество, к которому будут затем еще и добавлять прилагательное «домашнее».

Надо сказать, что в Воронеже и области всегда было очень сильно декоративно-прикладное искусство. В русском фольклоре особое место занимают народные костюмы нашего края, кухонная утварь, поделки и инструменты. Как и во многих других регионах, в Воронежской области (а раньше – губернии) все делали с самобытным акцентом. Самым поздним предметом народного творчества нашего края стала, как ни странно, матрешка.


Воронежская матрешка

Эта деревянная расписная кукла, внутри которой находятся такие же игрушки меньших размеров, стала подлинным достоянием региона только в 1969 году. До этого матрешки были в Воронежской области, но они ничем не отличались от своих аналогов по России. Матерью самобытной игрушки стала мастерица Елена Геннадиевна Матвеева. Она работала на фабрике, куда в середине прошлого столетия токарь принес бракованную деревянную заготовку. Выбрасывать это Матвеевой было жалко. Она то и дело обращала внимание на кусок дерева, а затем взяла кисть и стала расписывать негодную заготовку. Получилась расписная куколка в виде девицы в народном костюме. Даже сучок на деревяшке, по воспоминаниям Матвеевой, сгодился. Из него мастерица сделала подобие пряди волос.


Елена Матвеева расписывает свои работы

С тех пор Елена Геннадиевна вместе с мужем занялась изготовлением матрешек. Мастера стали строго следовать традициям воронежского народного костюма. Представления об нем во времена СССР были довольно скудные. Матвеевы собирали факты по крупицам. Они узнали, что в наших краях в народе было принято использовать в одежде черный, красный и белый цвета. Не избегали наши предки также оранжевых, розовых, зеленых и сине-голых цветов. Ткани использовали конопляные, шерстяные и крапивные. Наконец, сама вышивка была линейно-геометрической. Чаще всего использовали ромбы, ромбы с выступающими линиями по краям – некими «усиками», прозванными «репьями», символами плодородия и жизни.


Воронежский народный костюм

В старину, как в костюмах, так и в игрушках, каждая мелочь имела определенное значение. По ним можно было судить о возрасте человека, его социальном статусе, достатке и роде занятий. У женщин костюмы обязательно должны были быть украшены растительными узорами. Мужчины, в свою очередь, носили наряды с узорами, очень схожими с украинскими. То есть рубаху с прямой вышивкой от горла к животу.

И вот, Елена Матвеева стала расписывать необычные матрешки для всей остальной страны. Игрушки имели форму яйца. Художница использовала акварельные краски, гуашь, лак. Она одевала матрешки в черную паневы (юбки), прорисованные красными линиями, образующими клетки. Это символизировало плодородие и черноземы, которыми богата Воронежская область. Ромбы, в свою очередь, означали солнце, часто светящее в наших краях.



В итоге за Воронежские матрешки Елена Матвеева награждалась бронзовой медалью на выставке ВДНХ. Игрушки представляли в Швейцарии, на конкурсе ООН «Моя Россия». Наконец, в топ-25 народных художественных промыслов нашей страны Воронежская матрешка заняла 22-е место.


Словом, простая безделушка мастерицы прославила наш регион едва ли не на всю планету. А ведь когда-то все началось с обычного творческого порыва.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Воронеж: известный и неизвестный  
Продукты: Народное творчествоСобытия: КраеведениеСобытия: ИсторияСобытия: карантин
1
1