Принтер нашли на свалке, оклад 15 тысяч: как зарабатывает и чем живёт Воронежгидромет
Читайте также:
- Как перекроют центр Воронежа из-за Дня города-2022 (16.09.2022 11:24)
- Когда наступит пик заболеваемости ковидом, предсказали в воронежском облздраве (15.09.2022 16:01)
- Легендарный воронежский пес Фараон завершает свою звездную карьеру из-за болезни (16.09.2022 08:00)
О глобальном потеплении, недофинансировании, полковниках МЧС, судебных неурядицах и всем, всем, всем. Так что набирайтесь времени и терпения.
Несказанно рады сообщить, что редакции «Блокнота» удалось напроситься в гости к Александру Ивановичу Сушкову – руководителю Воронежского гидромета. Прихватив с собой камеру, штатив и хорошее настроение, мы отправились прямиком на Платонова, 1 – в то самое место, где куются прогнозы. Но чем обернется эта встреча – мы, ей-богу, не спрогнозировали.
Пятнадцать тысяч
Встретили нас с улыбкой, встретили нас тепло. С ходу показали приемную, кабинет руководителя и зама, аппаратную, отдел в котором десяток-полтора специалистов анализируют все собранные с метеостанций данные и создают конечный смысл всей организации – тот самый прогноз. Заходя на второй круг и проходя мимо бухгалтерии, решаем заодно спросить – а на какую зарплату вообще может рассчитывать воронежский метеоролог? И тут случается внезапная социалочка:
— Оклад 15 тысяч, — отвечает Александр Иванович.
Тут же интересуемся, есть ли премия, или сотрудники сидят на голом окладе?
— Ну, премию надо заработать, потому что денег на премию не дают. Это все зависит от того, как мы будем свою информационную продукцию реализовывать.
Раскручивая маховик беседы в этом направлении, вскрываем еще одну проблему современных метеорологов. Информацию не так-то просто продать. Даже востребованную. Как правило случается так – есть какая-нибудь группа компаний, одна из них покупает сводку у гидромета и просто бесплатно рассылает ее остальным.
— Прогноз погоды – это же не булка хлеба, которую съел и нет ее. Им легко можно поделиться, — поясняет Александр Сушков.
Так что заработать на этом весьма непросто. Но кое-что все же удается и в таких непростых условиях. За год Воронежский гидрометцентр зарабатывает примерно 10 миллионов рублей.
Возвращаясь к зарплате, сделаем еще одно уточнение. Люди, которые сидят там на окладе в 15 000, – это, как правило, специалисты с высшим образованием, окончившие Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге.
— Представьте себе, откуда-нибудь из Анны поехал человек в Питер. Это довольно проблематично – учиться там и где-то жить. Потом он приезжает в Воронеж, здесь у него ни квартиры, ничего. И оклад у него 15 тысяч, — рассуждает о нелегкой участи метеорологов Александр Иванович.
Идет ли активно молодежь на такие зарплаты – можете сами себе ответить на этот вопрос.
Недофинансирование
Продолжая тему проблем с обеспечением, глава регионального гидромета рассказывает, что средств на существование хватает не всегда. Вскоре мы заходим в темный коридор, и собеседник тут же поясняет – «экономим свет».
— Потому что нагрузка у нас здесь серьезная из-за аппаратуры, а проводка плохая.
В полумраке (хотя за окном день) хлопает рукой по чему-то огромному.
— Вот этот прекрасный принтер цветной раздобыли на свалке. Немножко поработали над ним, теперь печатаем материалы, карты, — комментирует Александр Иванович.
Но вы не подумайте, что все совсем уж ужасно. Не на городской, конечно, свалке обнаружили этот аппарат, копаясь в отбросах. Есть специальные полигоны, где утилизируют уже отслужившую технику. Вот там и нашли.
Но мы все равно пребываем в некотором шоке. Не это мы ожидали увидеть в погодной цитадели. Собеседник в итоге, разводя руками, озвучивает вывод:
— У государства есть четко прописанные статьи расходов. Столько-то на космос, столько-то на здравоохранение и так далее. Ну, мы просто в самом низу этого списка.
Так как все-таки создается прогноз?
По территории Матушки-России распределяются метеолокаторы. Они собирают данные о погоде и передают их в гидрометцентры. Метеорологи гидрометцентра расшифровывают всю картину и докладывают, какая погода в том или ином месте именно сейчас, где располагаются облака, где идут осадки и так далее.
А уже синоптики на основе данных, полученных от метеорологов, делают прогноз, что будет дальше. Прогноз рассчитывается по специальной методике. То есть синоптик, зная, что сейчас происходит то-то и то-то, может достаточно достоверно рассчитать, что за этим последует. Так и рождается прогноз.
Глобальное потепление – чьи-то грязные игры или настоящая угроза?
Пользуясь случаем, решили узнать у Александра Ивановича, что он думает по поводу той медийной истерики, которая разгоняется на фоне глобального потепления. Усилия это зеленого сектора энергетики, или же человечество действительно доигралось, и скоро придет возмездие?
— Во многом это все-таки лоббирование. Возьмем ту же историю с озоновым слоем и фреоном. Появляется фирма, которая изобретает новый хладагент. Доказывает, что фреон вызывает разрушение озонового слоя, сама начинает развиваться, а те, кто занимались фреоном, приходят в упадок, — делится рассуждениями руководитель гидрометцентра.
Ледники, опять же. За 10 тысяч лет до нашей эры они были огромные. За тысячу лет до нашей эры растаяли практически полностью. Хотя никаких заводов еще и в помине не было. Затем наросли обратно. Сейчас таят снова.
Но это не значит, что человек совсем не вносит свою лепту. Взять тот же пресловутый углеродный след. Когда хомо сапиенс был у природы еще только в качестве далеких планов, растения активно накапливали в себе углерод, забирая его из атмосферы. Через тысячи лет эти растения превратились, к примеру, в уголь. Сейчас мы его активно сжигаем, возвращая углерод обратно в атмосферу.
В общем, человеческий фактор имеет место быть, но влияние на погоду в масштабах планеты с большой долей вероятности существенно переоценено.
Прокуратура, суды, снова деньги
Недостаток финансов иногда приводит организацию в патовые ситуации, когда от нее по нормативам что-то требуется, но реализовать необходимые для города проекты невозможно. Потому что не на что.
— Вот сейчас нас город придавил, точнее прокуратура. Пришли к нам с тем, что на территории Воронежа должно быть не пять постов, которые наблюдают за загрязнением воздуха, а десять. Чтобы на каждый такой пост закупить аппаратуру, да еще и установить ее, нужно миллиона полтора. Поэтому мы не можем их организовать, у нас денег нет, — рассказывает Александр Иванович.
В итоге на гидромет подали в суд, а тот в свою очередь предоставил справку, что за помощью пробовали обратиться к премьеру Михаилу Мишустину, но пришел ответ, что и там для них денег нет.
— Кругом мы в чем-то виноваты. И население бурчит, что нас пора уже поразогнать. А были бы у нас возможности, чтобы пригласить людей знающих на хорошую зарплату, технику купить хорошую. И все было бы намного лучше.
Но и самому руководителю гидромета есть на кого посетовать. Например, журналистов он упрекнул в том, что зачастую наш брат неправильно трактует термины. Да и не только наш брат.
— Взять даже наше любимое МЧС. Есть два термина – затопление и подтопление. Они их постоянно путают. Ну, ребята, вы же уважаемые люди, представьте, если я буду называть танк броневиком? Как обо мне подумают? Раньше мы без них работали, теперь МЧС возникли как посредники между нами и обществом. Сейчас набрали людей, полковников в погонах, вот они сидят, вещают. Раньше наши девочки это делали после 10 класса, сейчас сидит важный человек с этим делом. Так, может быть, на них деньги уходят? Нам бы перепадало больше…
Александр Ежевский
Новости на Блoкнoт-Воронеж