Почему Воронеж стал колыбелью русского флота, расскажет музей «Петровские корабли»
Читайте также:
- Названы улицы, на которых за 18 млн рублей высадят новые деревья в Воронеже (05.03.2022 14:40)
- Огромная пробка из фур образовалась на выезде из Воронежа (05.03.2022 12:18)
- Отмену QR-кодов и послабления для общепита утвердили в Воронеже (05.03.2022 11:25)
В этом году празднуется 350-летие со дня рождения Великого государя Петра I. Именно он в XVIII веке впервые провозгласил Россию империей и стал первым в истории российским императором. Он смог заполучить для России выходы к Балтийскому, Азовскому, Каспийскому и Чёрному морям, прорубить окно в Европу и основать Санкт-Петербург, который сейчас считается культурной столицей. Его многочисленные реформы оказали огромное влияние на культуру нашей страны. Неоценимый вклад Петр I, конечно же, внес и в развитие Воронежа, ведь именно здесь, на верфях Воронежского адмиралтейства, начали строить первый российский флот.
В честь этой важной даты «Блокнот» поговорил с Сергеем Наумовым, создателем большого воронежского музея «Петровские корабли».
Сергей Дмитриевич является председателем комиссии по предпринимательству и туризму Общественной палаты Воронежской области, а также председателем Воронежского областного отделения общероссийской общественной организации «Опора России». В мае 2019 года по его инициативе музей открылся на улице Свободы, 59. Экспозиция музея развернулась на 400 квадратных метрах. Здесь шесть площадок: Казачий зал, Адмиралтейский зал, «Кают-компания», «Комната Петра I», «Зал славы русского флота в Воронеже», а также специальный игровой зал «Детская палуба».
– Сергей Дмитриевич, расскажите, как у вас появилась идея создать музей?
– Обидно стало за наш богатый край. Мы как-то раз ездили по Золотому кольцу, и везде-везде музеи, и во Владимире, и в Суздале. Там больше 70% частных музеев, государственные есть, краеведческие, но они не охватывают всего объема. В Воронеже не было ничего об одной из самых больших исторических эпох – времени строительства российского флота, когда здесь все зарождалось. Поэтому и начали вот. Пять лет его строил и до сих пор строю. Семь лет прошло от возникновения идеи до сегодняшнего дня. В мае исполняется восемь лет. Сам музей «Петровские корабли» существует практически два с половиной года.
– Зачем Петр I вообще решил строить флот?
– В окружении Петра были голландцы, англичане, шведы, и Петр I много слышал о том, как выгодно государству заниматься торговлей. Но у всех этих стран есть выход к берегам моря, у России в ту бытность практически ничего не было – Архангельск и все. Поэтому Петр I, еще молодой человек, 24 года, задумал выходить сначала к Азовскому, потом к Черному морю. Но он хорошо помнил примеры своей сестры Софьи - 2 неудачных похода в Крым, когда в лобовую атаку боярин Голицын пытался через так называемую Новороссиию пройти до Перекопа, и какие потери российская армия понесла, все откатилось назад. Поэтому Петр I задумал операцию взятия в первую очередь Азова. Отвлекающий маневр должен был сделать командующий Шереметьев по Днепру. Задача была дойти до впадения Днепра в Черное море, взять несколько крепостей, это был отвлекающий маневр. А основная операция заключалась в том, чтобы идти на Азов. Не получилось. Турки разгадали этот план, была сформирована флотилия, и постоянно к Азову подбрасывались и оружие, и боеприпасы, и воины. Поэтому Петр I понял, что необходимо будет создавать свой флот, чтобы взять Азов. На обратном пути, когда он шел со своим войском, было принято решение: в Воронеже необходимо начинать новое дело. Есть запись, где лично Петр I написал: «Начинаем новое дело на реке Воронеж и того же названия в городе Воронеже».
– Почему для строительства был выбран именно Воронеж?
– Наличие мастеров, наличие лесов. Петр I уже знал, что для строительства одного крупного корабля требуется около пяти тысяч стволов. Воронеж обладал этим – вокруг были леса. Требовалось 12 сортов дерева, у нас было 11 сортов, одного только дерева не хватало. Еще немаловажная причина в том, что Воронеж был отдален от Азова, и здесь проходила Белгородская засечная черта, то есть были специально подготовленные люди, кто охранял, кто оборонял, все уже было отлажено. Для безопасности этого крупного мероприятия требовалось некое отдаление, Воронеж в самый раз подходил. Поэтому в кратчайшие сроки был построен флот, позже стал называться Азовской флотилией.
– Расскажите о процессе строительства кораблей.
– Петр I применил уникальный метод, который сейчас распространён во всем мире – отвёрточная сборка. Где-то собираются детали, привозятся в одно место, и собирается корабль. Из Голландии была выписана одна галера. Через Архангельск эта галера была переправлена в село Преображенское, там тоже был лесопилки, мастера хорошие. Галеру разобрали на части и сделали 23 части, которые благополучно на 1,5 тысячах санях были переправлены в Воронеж. И здесь, в Воронеже, собрали из этих полуфабрикатов готовую галеру. Основная движущая сила войска – это галерный флот, и Петр I в апреле-мае стал спускать суда, и войско стало собираться, и все войско было погружено, и двинулось к Азову.
Позже появились новый города - Таганрог, еще позже - Павловск у нас на Дону, и все это объединяла Азовская губерния. Позже она стала называться Воронежской губернией. Она была огромной, 25% территории европейской России - это была Воронежская губерния. Берега Азовского моря омывали Воронежскую губернию.
Бревна для кораблей сначала вручную пилили, пока не появилась лесопилка. Привезли чертежи, тут наши мастера сделали, и стали использовать повсеместно. Они пилили не одно бревно, а сразу несколько.
– Сколько времени занимало строительство одного корабля?
– У нас не соблюдали технологию. Вообще, в каждой стране было по-своему. Даже сушка леса - это длительный процесс, и все делалось загодя. А у нас команду дали, зимой пришло распоряжение, чтобы весной мы спустили корабли. Поэтому было ограниченное количество времени – максимум 3-4 месяца строился корабль. Использовался даже мокрый лес, не просушенный. А вообще, технологии существовали в Англии, во Франции. К примеру, если выбрали рощу, которую надо будет пилить, то с деревьев снимали кору, делали надрезы, чтобы сок переставал подниматься вверх. Пилили всегда зимой, когда соки опускались. Потом еще в течение года сушили. Сушка тоже разная была.
– Что было внутри и снаружи судна? Что происходило на корабле во время боя?
– Внизу обязательно балласт, это камни, довольно-таки большой вес получался. К примеру, корабль как «Гото Предестинация» весил 800 тонн. Внизу располагались самые тяжелые пушки, вверху - полегче. Пушки занимали от общего объема корабля в 800 тонн всего лишь 25 тонн. Основной вес – это балласт и сам корабль. Уходило 12 сортов дерева. На борта шёл дуб очень массивный, тяжелый. Пушечные ядра в ту бытность при Петре I борта не пробивали – отскакивали, но щепа разлеталась, могла повредить. Посередине всегда стояла печь. Консервов тогда не было, брали натуральные продукты, гусей, курей, иногда даже крупный рогатый скот брали.
Капитан всегда находился наверху, даже во время боя. Первый помощник капитана - всегда половина корпуса внизу, а половина вверху, потому что не дай Бог что случится, кто возьмет бразды правления? В наших фильмах показывают, как пушки постоянно стреляют, все в дыму. Дело в том, что весь упор делался практически на первые 2 выстрела. Вентиляции не было, люди задыхались, сознание теряли. Поэтому один человек с каждой пушки специально бежал за ядрами. Специальная была комната для пороха. Команда для тяжелой пушки – 12 человек. Потому что пушка после выстрел откатывалась на 5-6 метров. И нужны были огромные физические усилия, чтобы пушку вернуть на место.
Благодарим музей «Петровские корабли» за содействие в подготовке материала.
Елизавета Мелякова
Новости на Блoкнoт-Воронеж