«Это позор для области»: о крахе целой отрасли АПК предупредили воронежских чиновников

Читайте также:
- Стало известно, сколько мужчин живёт в Воронежской области (вчера, 18:37)
- В системном захвате домов воронежский коммунальщик обвинил управляющую компанию (вчера, 19:02)
- Вонючий ручей не пускает детей на улицу в Воронеже (вчера, 21:00)
В редакцию «Блокнот Воронеж» обратился потомственный пчеловод Владимир Ткаченко, который заявил, что сегодня вся медовая отрасль региона буквально находится на грани полного исчезновения.
Комментарий эксперта получился объемным и подробным, но нам показалось, что данная тема, являясь не самой обсуждаемой в обществе, достойна того, чтобы осветить её подобным образом:
«Я не сгущаю краски, а предупреждаю о том, что все мелкие пасеки в личных подсобных хозяйствах, да и небольшие КФХ вынуждены будут прекратить заниматься пчеловодством под угрозой проблем с законом. А крупных пасек, которые смогут оформлять установленные законодательством документы на пасеку, единицы. Основная масса пчеловодов области — это пчеловоды-любители, которые в личных подсобных хозяйствах содержат пчел. И вот все они обречены заниматься пчеловодством нелегально, так как финансово не в состоянии оплачивать услуги ветеринарной службы. Это происходит не на всей территории России, а именно в Воронежской области.
Там, где власти думают о развитии пчеловодства, понимают значение пчеловодства для экологии, экономики регионов, у них совершенно иная картина. У нас же Управление Ветеринарии по Воронежской области, Правительство области абсолютно не заинтересованы в развитии пчеловодства области, но зато регулярно попадают в криминальные сводки в связи с коррупционными уголовными делами и скандалами.
Видимо, личный доход их волнует больше, чем решение актуальных для области проблем. В противном случае за три года моих обращений в различные органы власти было время обратить на проблему внимание. Но кроме формальных, ничего не решающих по сути, ответов я не получил. Проблему никто решать не собирается. А ведь пчеловодство — это не только натуральный мед, перга, воск, прополис, маточное молочко. Это лишь малая и незначительная доля пользы пчеловодства для людей. Пчеловодство играет огромную роль в разнообразии флоры и фауны планеты, так как большинство растений и деревьев нуждаются в опылении пчелами, которыми питаются животные и птицы.
Невозможно получать семена многих сельскохозяйственных растений без опыления пчелами и значительно повышать урожай той же гречихи без опыления пчелами, а это продовольственная безопасность страны. Сейчас аграрии Воронежской области испытывают дефицит пасек с целью опыления выращиваемых культур. Количество пчеловодов в Воронежской области ежегодно сокращается, как и объёмы производимой ими продукции. Это связано с низкой рентабельностью пчеловодства из-за крайне низких оптовых закупочных цен на мед, высокими тарифами на ветеринарные услуги и массой других проблем. Но я не буду здесь их все освещать, а обозначу лишь тему высоких тарифов на услуги ветеринарной службы.
В соответствии с приказом № 257 Управления Ветеринарии по Воронежской области от 27 июня 2023 года «Об утверждении Порядка оформления и ведения ветеринарно-санитарного паспорта пасеки на территории Воронежской области» ветеринарный паспорт оформляется на каждую пасеку, принадлежащую гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянско-фермерским хозяйствам, осуществляющим на территории Воронежской области содержание, разведение или реализацию пчел и продуктов пчеловодства, и является документом, удостоверяющим ветеринарно-санитарное, эпизоотическое состояние пасеки.
Сам по себе документ этот не новый.
Паспорта пасек существовали давно, и мой отец еще имел паспорт пасеки. Пасека перешла мне по наследству, а в 2012 году я уже переоформил паспорт с личного подсобного хозяйства на крестьянско-фермерское в связи с переходом на предпринимательскую деятельность.
Таким образом, мне есть с чем сравнивать. С Советских времен нам досталась хорошо выстроенная и обеспеченная всем необходимым ветеринарная служба. В селах осуществляли хозяйственную деятельность колхозы, которые занимались различными направлениями животноводства, в том числе и пчеловодством. В нашем селе было несколько ветеринарных врачей и ветеринарная клиника с лабораторией. Когда исчезли колхозы, их было два в селе, то исчезла необходимость и в ветеринарной клиники. Теперь от здания даже фундамента не осталось.
Сейчас вместо ветеринарных врачей - единственный ветеринарный фельдшер на селе. Да и село уже вымирает. Лозунг: «Нам не нужны села – нам нужны агро-города» продолжает осуществляться в жизнь, молодежь, не видя перспектив, уезжает в крупные города. Лет десять назад оформить паспорт пасеки можно было, не выезжая из районного центра, так как районная ветеринарная служба имела свою ветеринарную лабораторию, а услуги ветеринарной службы были разумны. Последние годы для исследования подмора пчел, продуктов пчеловодства нужно ехать в областной центр за 180 километров. После этого услуги ветеринарной службы стали не только вне транспортной доступности, но и в связи с изменением Методики расчета расценок на платные ветеринарные услуги эти услуги стали финансово недоступны для населения.
Ну вот Вы здраво рассудите. Живет человек на селе, как правило пенсионер с небольшим доходом, и держит на участке для себя два или десять ульев с пчелами. По закону он обязан оформить ветеринарный паспорт пасеки. Он должен поехать в районный центр, заключить договор, вызвать ветеринарного врача, который обследует пасеку, произведет отбор пчел и с этим подмором пчел пенсионер поедет в г. Воронеж в лабораторию. Там он заключит договор, оплатит стоимость услуг, которые в 2024 году составляли 8091 рублей 03 копейки только за исследование подмора пчел на заболевания.
Дождавшись результата анализов, он должен еще заплатить 3420 рублей 00 копеек за предоставленные услуги районной ветеринарной службой. Итого в общей сложности только за оформление документов и исследование подмора пчел на болезни ветеринарной службе необходимо заплатить 11511 рублей 03 копейки, добавьте сюда поездку в г. Воронеж со стоимостью поездки на междугороднем автобусе и маршрутных автобусах в общей сложности около двух тысяч рублей и затраты пчеловода только за оформление ветеринарного паспорта пасеки составят более 13500 рублей.
Для понимания: это стоимость двух хороших пчелосемей или 135 килограммов меда по оптовой закупочной цене. Если человек держит 3 пчелосемьи, он должен отдать весь произведенный им мед за услугу ветеринарной службы. Много ли таких идиотов среди пчеловодов найдется, что бы свой труд отдать за бумажку, которую требует государство? В случае выявления болезни пчел, а Воронежская область является неблагополучной по ряду заболеваний, хотя это отрицает ветеринарная служба, то Вам откажут в оформлении паспорта пасек до того, пока Вы самостоятельно, за свой счет, не излечите пчел от имеющих место заболеваний, после чего повторно к вам приедет ветеринарная служба, проведет отбор проб, которые Вы отвезете в Воронеж, и повторно оплатите услуги ветеринарной службы.
Может это повториться и третий, и четвертый разы.
Ряд заболеваний вылечить непросто. Подавляющее большинство пчеловодов-любителей, более 90 процентов, не желают проходить этот «квест», тем более за такие деньги. Редко кто из пчеловодов посещает районную ветеринарную службу с одним вопросом: «По-прежнему надо ехать в Воронеж для исследования подмора пчел?». Получив положительный ответ, пчеловоды уходят, но перед этим, высказывают все, что они думают о тех людях, которые таким образом организовали оказание ветеринарной помощи населению.
Я не буду детализировать их высказывания, но все понимают, что без ненормативной лексики пчеловодам тяжело выразить все те чувства к чиновникам, которые так позаботились о них и пчеловодстве в целом. Про анализы меда и других продуктов пчеловодства я вообще здесь упоминать даже не буду. Исследование меда, произведенного в личных подсобных хозяйствах, не обязательно, если его не реализуют на рынках, в иных местах потребителям. Цена исследования меда в ветеринарной лаборатории - более двадцати тысяч рублей. Последствия выхода пчеловодов из-под ветеринарного надзора таковы, что в стране идет неконтролируемый рост болезни пчел.
Из –за ухудшения эпизоотической ситуации по карантинным болезням пчел к Приказу Минсельхоза России от 19.12.2011 №476 «Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)» относятся 7 болезней: акарапидоз, американский гнилец пчел, варроатоз, вирусный паралич пчел, европейский гнилец пчел, мешотчатый расплод, нозематоз, в том числе вызванным участившимися случаями завоза инфицированных пчелопакетов из Средней Азии в РФ, а также в связи с тем, что Воронежская область по болезням пчел имеет статус «Регион с неопределенным статусом».
С целью получения статуса «Благополучный регион» Управление по Ветеринарии Воронежской области решило сделать ветеринарные услуги для пчеловодов Воронежской области дорогими и неудобными в плане логистики. Гениальное решение.
Нет пчеловодов на контроле ветеринарной службы - нет и болезней. В 2019 году числилось 797 пасек в реестре пчеловодов Воронежской области, а вот интересно, сколько пчеловодов Воронежской области обратились в 2024 году в областную ветеринарную лабораторию с целью исследования подмора пчел на болезни?
Я, к сожалению, не обладаю такой информацией, но если сделать официальный запрос, то цифры будут шокирующие. При этом надо понимать, что в реестре пчеловодов числится лишь небольшой процент пчеловодов-любителей. Основная масса никем и нигде не учтена. Поэтому реальная картина ухода пчеловодов из-под ветеринарного контроля в Воронежской области поражает воображение. Если штрафными санкциями, которые предусмотрены законодательством, начать давить пчеловодов, то они либо ликвидируют пчелосемьи в личных подсобных хозяйствах, а это основное количество пчел Воронежской области, либо будет социальное недовольство властью в столь не простое для страны время, когда власть призывает консолидировать общество для борьбы с внешними вызовами.
Как видим, мы будем иметь негативные последствия либо экономического и экологического плана, либо политического. Возникает вопрос: «А зачем загонять ситуацию в тупик, и есть ли выход?»
Конечно, он есть.
Данная ситуация характерна не для всех областей России. Там, где думают о развитии пчеловодства, создают условия пчеловодам, в том числе и в предоставлении ветеринарных услуг по разумным ценам. Так, например, в Нижегородской области п. Бор пчеловод платит только за часть услуг, а исследование подмора пчел производится бесплатно в соответствии с государственным заказом. Если мы зайдем на сайты ветеринарных служб других областей России, то увидим, что цены на ветеринарные исследования у них на порядок ниже, хотя проводят одни и те же исследования по одной и той же методике.
Особенно поражает меня стоимость услуги ветеринарной службы по заполнению ветеринарного паспорта пасеки, когда специалист ветеринарной службы шариковой ручкой делает запись и ставит печать. Эта услуга в Воронежской области стоит 250 рублей. В Вологде 50 рублей. Вот если бы учителям за проверку каждой тетради ученика родители платили бы 250 рублей! В школе так нельзя, а в ветеринарной службе можно, хотя и те, и другие бюджетные организации.
Вот по этой причине в 2025 году Уфе на международном конгрессе пчеловодов России Api Global. на карте меда России Воронежскую область представляла только одна небольшая пасека Докучаевых. Это позор для области, которая всегда считалась медовым краем. Если бы Управление Ветеринарии по Воронежской области реально и объективно бы подошло к решению проблемы, то оно бы признало, что борьба за получение статуса «Благополучный регион» по болезням пчел не имеет смысла такими методами. Что пора честно признать, что область неблагополучна по заболеванию пчел (даже по варроатозу), и в связи с этим необходимо исследовать подмор пчел бесплатно на основании государственного заказа, а также бесплатно предоставлять лекарственные препараты для лечения пчелосемей, как это делают в ряде регионов России.
Также необходимо пересмотреть сами тарифы, которые определила выигравшая тендер на данную услугу Ставропольская компания в бытность еще того руководства, которое прославилось в криминальных новостях беспрецедентной коррупцией в ветеринарной службе области. И поэтому можно предположить, что столь высокие тарифы на услуги могут быть связаны с хитрыми схемами хищений в ветеринарной службе.
Определенные ее тарифы очень устраивают Управление Ветеринарии по Воронежской области, но не устраивают население. А идеальным было бы решением Управления Ветеринарии Воронежской области совместно с Правительством Воронежской области, Торгово-промышленной палатой Воронежской области, Воронежской областной Думой, Воронежским аграрным университетом разработать программу развития пчеловодства Воронежской области на ближайшие пять лет с выделением средств из областного бюджета на оплату ветеринарных услуг, поддержку пчеловодов региона, создание на базе Воронежского аграрного университета научной и производственной базы с целью обеспечения пчеловодов региона здоровым племенным материалом, внедрением современных технологий пчеловодства, подготовкой квалифицированных кадров.
Поставить задачу убрать с прилавков магазинов и рынков всю фальсифицированную продукцию пчеловодства, не допуская обмана потребителей. По данным Роскачества, торговые сети и рынки переполнены фальсифицированной продукцией пчеловодства.
Ведь при желании реально решить все стоящие перед пчеловодами области проблемы. И тогда на международных выставках и конгрессах воронежский мед займет свое почетное место, а наши потомки с благодарностью вспомнят нас за то, что мы сохраним для них природу».